Схема переключения передач МТЗ 82, типична для трактора «Беларус». Механизм рассчитан на 9 передних и 2 задних скорости, а также с возможностью увеличения числа скоростей при помощи понижающего редуктора. Узел имеет седло для подшипника, вторичный вал не отличается значительной шириной. Перед тем как изучить порядок переключения скоростей, необходимо ознакомится с устройством механизма КПП.
Устройство и схема переключения коробки передач МТЗ-82
Механизм представляет собой комплект шестерен разного типа с нагнетательным приспособлением. На блоке устанавливается ведущий вал, а также предусмотрен плунжер с сальником. В нижней части коробки находится коленвал. При помощи втулок передающие шестеренки крепятся к корпусу. Нагнетатель отвечает за работу вала, а нейтральная передача включена через запорный механизм.
Вал коленчатый фиксируется на паре опор, накладки используются только в нижнем отсеке остова. В центре расположен блок с двумя шестернями. Также в верхней части имеется шток, который закреплен на паре фиксаторов. Переключатель передач оборудован втулкой.
Плунжер и сальник
Схема переключения передач МТЗ-82 включает в себя плунжер, который обычно оборудуется переключателем. В комплекте с блокиратором идет редуктор, прокладки небольшой толщины, стакан и плунжерные диски. Нижний механизм оснащен парой штоков, которые фиксируются зажимами.
Сальник устанавливается над блоком, а по бокам располагаются шестеренки. В центральной части механизма имеется диск. Для установки опоры узла используются небольшие стойки, работа сальника осуществляется от агрегированной шестерни. Соединение с валом осуществляется посредством штока. Вверху находится переходник и рабочие втулки.
Картер и нагнетатель
Картер в схеме переключения передач МТЗ-82 оснащен двумя шестернями. Узел оборудован прочными опорами и широким блоком внизу. Оборудование имеет две накладки, стаканы которые установлены в боковом секторе блока. В них установлены широкие втулки, которые могут стираться при большой нагрузке.
Дисковые механизмы нагнетания, имеют прокладки низкой эластичности. Стойки детали имеют небольшие выступы, нижняя опора фиксируется намертво. Данный узел подвержен забиванию отработанным машинным маслом, поэтому его необходимо регулярно очищать.
МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения
Перед началом работ необходимо изучить схему переключения. Основные принципы работы системы переключения режимов заключаются в использовании редуктора понижающего типа. Это позволяет увеличить количество штатных передач до 18 передних и четырех задних скоростей. При переходе на пониженную или повышенную передачу диск сцепления необходимо выключить. Для того чтобы это сделать, необходимо просто выжать педаль трансмиссии до упора а далее использовать рычаги управления КПП.
- Схема переключения передач МТЗ-82 (порядок переключения):
- Силовой агрегат должен функционировать на холостом ходу.
- До упора выжимается педаль сцепления.
- Втыкается требуемая позиция.
- Плавно нажимая на газ, медленно отпускают педаль сцепления.
У новичков может с первого раза не получиться, и трактор заглохнет. В таком случае повторите процедуру снова.
Обозначения
Схема переключения передач МТЗ 82 на рисунке ниже. Работа механизма происходит двумя рычагами (элементом управления позициями и вторым аналогом понижающего редуктора). В соответствии с соответствующими позициями выполняется выбор нужной передачи и диапазона редукторов. Включается первый или второй диапазон, рычаг переводится в нейтральное положение, производится выбор дальнейшей передачи. Контроль понижающего редуктора во время работы техники должен быть активирован. Заднее положение - ускорение ступени («Заяц»), а также вперед на замедленной позиции («черепаха»). Вы можете удерживать рычаг редуктора в нейтральной позиции для облегчения пуска моторов при низкой (отрицательной) температуре воздуха.
1 – гайка промежуточного ВОМ. 2 – вал промежуточного типа. 3 – основной ВОМ. 4 – ведомая шестеренка понижающего ВОМ. 5 – корпус КПП. 6 – стакан заднего вала. 7 – шестеренка скользящего типа для 4 и 5 передачи. 8 – шестеренка 3-го диапазона. 9 – ползунок. 10 – ВОМ вторичный. 11 – шариковый элемент. 12 – люк КПП.
13 – пробка для залива. 14 – опора шаровая. 15 – рычаг переключения КПП. 16 – защитный кожух. 17 – штифтовый элемент. 18 – рамочная деталь. 19 – валик. 20 – шариковый переключатель. 21 – выключатель. 22 – регулировочные прокладки. 23 – уплотнители корректирующие. 24 – гайка. 26 – шестерня ведущая. 27/29 – подшипники конической конфигурации. 28 – шайба упорная. 30 – крыльчатка. 31 – седло внутреннего валика. 32 – втулка. 33 – вал внутренний. 34 – подшипниковая группа. 35 – втулка. 36 – шестерня 2 ступени редуктора. 37 – шестерня 1 ступени. 38 – шестеренка промежуточная. 39 – подшипник. 40 – шестерня 3 передачи. 41 – ведомый зубчатый элемент 4 диапазона. 42 – шестеренка заднего хода. 43 – ось. 44 – шестерня 5 передачи. 46 – ось. 47 – шестеренчатый элемент редуктора понижающего.
Работа с реверсным редуктором
Схема переключения передач МТЗ-82 нового образца предусматривает использование рычага контроля диапазонов и аналогичного элемента редуктора реверсного типа. Выбор позиций и ступеней производится вперед или назад путем включения соответствующих рычагов в соответствующее положение. Работа узла аналогична работе КПП с понижающим редуктором.
Редуктор имеет 2 ступени. В первом положении вы можете использовать 1-ю, 3-ю, 4-ую и 5-ю передачу переднего движения либо первую скорость в заднем направлении. А остальные диапазоны активируются посредством второй ступени. После зацепления ведущей шестерни с внешним венцом вторичного вала активируется первая ступень. Затем, после смещения зубчатого элемента назад до полной агрегации внутреннего венца, включается вторая ступень.
Двухвенцовая шестерня перемещается на первичном валу и включает 5-ю или 6-ю передачу (движение вперед), 4-ую и 7-ую скорость (движение назад). Зацепленный за опору скользящий зубчатый элемент третьей передачи при перемещении в переднее положение активирует 5-ю или 6-ю позицию. Передвигаясь назад, эта же деталь соединяет внутренний зубец вторичного вала с первичным валом, обеспечивая 9-й прямой диапазон работы КПП. Смещение скользящей шестерни назад на приводе соответствует первой и второй скорости, они включаются. Движение вперед способствует активации заднего хода Трактора.
Вал первичный
Для переключения передач на тракторе МТЗ-82 схема переключения передач предусматривает агрегацию КПП с первичным валом отбора мощности (ВОМ) заднего размещения. Переключение независимой рукоятки ВОМ в максимальное левое положение активирует синхронизатор, а правая позиция – независимый режим, а средняя позиция - включение нейтрального диапазона.
Включение ВОМ на «Беларусе» возможно, только если рукоятка установлена в позицию активации синхронного или независимого привода. Первичный вал не работает и в нейтральном положении. Рычаг контрольный имеет две позиции.
- Перед переводом рукоятки из крайней передней позиции в заднюю часть происходит запуск заднего вала.
- Также, аналогичная процедура в обратном порядке выключает ВОМ.
Если вы хотите включить или выключить узел, то следует это сделать при работающем моторе. Вторичный полунезависимый вал управляется при помощи тяги, расположенной слева от кресла водителя. Также есть пара фиксированных позиций: верхнее включение, а также нижний выключение.
48 – валик. 49 – поводок. 50 – шестеренка. 51 – вилка. 52 – кольцо пружинное. 53 – кольцо упорное. 54 – шестерня ведомая. 55 – крышка люка. 56 – ведомая шестеренка 1 позиции и заднего хода. 57 – шестеренка скользящая. 58 – вал.
Обслуживание КПП
При обслуживании включает в себя контроль крепления КПП, а также элементы сцепления и остова первичного вала. Кроме этого, нужно регулярно проводить проверку уровня масла, а также своевременно пополнять его. Картер коробки передач служит общей ванночкой для отсека сцепления и корпуса заднего моста. В узле трансмиссии уровень масла должен находиться на нижней отметке, которая находится у контрольного отверстия под пробку. Он расположен в правом углу КПП. Технику устанавливают на прямом ровном участке, ждут остывания масла, которое стекает по стенкам. Затем проверяют уровень и доливают при необходимости. На верхней части крышки коробки находится отверстие для заливки. После заполнения масла рекомендуется открыть сливные отверстия узла, а также корзину сцепления и остов заднего моста. В отработке могут быть обнаружены металлы или стружка, необходимо промыть трансмиссионный узел дизельным топливом. Это потребует порядка 30 литров солярки, которая заливается в блок трансмиссии, а затем заводится трактор на 5 минут. Далее топливо сливается, а масло пополняется необходимым уровнем. В процессе эксплуатации необходимо следить за появлением посторонних шумов и звуков. Это может быть сигналом нарушения работы подшипников вторичного вала отбора мощности трактора или шестеренки переднего привода трактора.
Заключение
Коробка переключения МТЗ-82 - один из важнейших агрегатов управления трактором. В ней есть несколько диапазонов, каждый из которых имеет свой специфический аспект. Чтобы правильно включить их, необходимо соблюдать определенные правила. Кроме того, это позволит повысить эффективность работы техники и рабочий процесс механизма.
Компания Агросила74 предлагает широкий ассортимент запасных частей КПП трактора МТЗ-82 по выгодным ценам.
Телефон: 88003024019 (бесплатный звонок по РФ)
WhatsApp: +7(351)700-70-29
E-mail: info@agrosila74.ru