В 2022 году мы узнали много нового о нашей экономике.
Инвестиции в иностранные ценные бумаги через российского брокера — это инфраструктурный риск.
Доллары и евро в наличном виде купить сложно, потому что может существовать эмбарго на валюту.
Бренды могут уйти, но их продукция приедет по другой схеме — это параллельный импорт.
Последнее разберём подробнее.
Поначалу ситуация вокруг параллельного импорта критиковалась со всех сторон. Одни говорили, что запрет на «серый» ввоз продукции показывает западному капиталу, что его интересы защищены. Другие говорили, что настало время отечественному производителю показать себя, а параллельный импорт попортит эти возможности.
На деле закон о запрете параллельного импорта был продиктован большими брендами в начале нулевых, как условие полноценной торговли товарами, работами и услугами. В мире практика параллельного импорта широко развита и даже самая крупная экономика, США работает с такими схемами.
Более того, разговоры об отмене запрета в РФ ходили и раньше, а сейчас нашелся повод.
Про импортозамещение
Во многих секторах экономики произвести импортозамещение на данный момент невозможно. Как минимум, потому что потребитель любит определенную импортную продукцию. Другая крайность — например, без специальных химикатов в России невозможно произвести белую бумагу.
Вроде бы народ смирился с новым положением дел, но есть ощущение, что параллельный импорт не заработал.
Откуда такой вывод
Если бросить взгляд на статистику, так оно и есть. Общий объём импорта в Россию в прошлом году составил порядка 380 миллиардов долларов. Министр промышленности Денис Мантуров заявил, что объем параллельного импорта до конца года составит 16 миллиардов долларов. На данный момент показатель в районе 8 миллиардов.
Понятно, что в эти 380 миллиардов входят товары со всего света, но продукция из США, ЕС и ряда других «недружественных» стран составляла большинство объема. Получается, параллельный импорт он как бы есть, и логистику уже придумали, но его почти нет.
Инфляционная бомба замедленного действия
Пока мы живем на остатках складских товаров, спрос удовлетворяется. Но как только запасы кончатся, на высокий спрос будет низкое предложение. Из-за дефицита цены вырастут, и чем дольше эта товарная группа не восполнится параллельным импортом, тем сильнее окажется инфляционный эффект.