Найти тему
Игорь Мартынов

Развивайте гибкость

Оглавление
Предлагаю 4 упражнения для развития гибкости мышления. Конечно, способов много на любой вкус и цвет, равно как и упражнений, поэтому забирайте себе в копилку, если понравится. Просто гибкость "мысли" и тела - дают большое преимущество перед "черствым сухарём" с полярным мышлением (черно/белым).

Упражнение 1. Смена привычных временных связей

  • Мысленно разделите два взаимосвязанных последовательных процесса, например: представьте гром без молнии.
  • Мысленно замените временноц порядок одного процесса на противоположный (представьте, как сначала гремит гром, а после сверкает молния).
  • Метод сокращения временного интервала между событиями. Сократите промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытайтесь описать этот отрезок. Еще один способ – придумайте диалог людей из разных эпох.
  • Мысленное перемещение какого-то предмета/объекта во времени. Поиграйте в Герберта Уэллса. Представьте ваш смартфон. Какой он сейчас, какой эффект он произвел бы в прошлом, какими будут смартфоны в будущем.

Если вышеуказанные примеры получится осуществить не мысленно, то, скорее всего, это не очень хороший знак. А в общем и целом - можно представлять что угодно, фантазировать и заниматься хотя бы мысленным творчеством (без привязки к грому, молнии, или смартфону).

Упражнение 2. Смена привычных пространственных связей

  • Замените традиционные пространственные связи на необычные. Например, можно представить, что машина стоит не на дороге, а под дорогой.
  • Метод объединения разных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно (мухожук, котапёс, вино из одуванчиков). Сальвадор Дали хорошо умел.
  • Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести кита без воды.

Упражнение 3. Смена привычных для человека связей общности

  • Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
  • Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
  • Метод замены традиционных отношений (я не про это) на абсолютно противоположные. Можно представить себе, как коньяк гипотетически очищает печень.

Упражнение 4. Смена привычных связей преобразования действий (если вы дочитали до этого пункта)

  • Метод "отчленения действий" - лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, еда без калорий,
  • Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или концерт без исполнителей).
  • Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
  • Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
  • Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед-самокат).
  • Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
  • Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта (несуществующее животное как во втором упражнении).

Вышеуказанные упражнения (если не вводят в психоз) развивают гибкость мышления, что очень важно для поддержания творческого потенциала в тонусе. Выполняется регулярно (желательно).