Даты: 22.07.2022 - 06.08.2022
Маршрут: Выборг - велотакси - Vaalimaa - Kouvola - поезд - Kolari - Kiruna - Abisko - Narvik - автобус - Svolvaer - Leknes - Meskenes - Å - паром - Bodø - Fauske - Drag - паром - Kjopsvik - Ballangen - Narvik - поезд - Boden - Tornio - поезд - Lappeenranta - Выборг
Пройденное расстояние: 1228 км
Общий подъем: 6700 м
Идейная часть. С начала 2022 года начались «открываться» границы после пандемии. Появилась надежда съездить в Европу. Но на летний отпуск был давно разработан план по Грузии в регион Тушетия. Были приобретены билеты туда-обратно до Владикавказа (АК «Победа»). Готовилась я основательно, за несколько месяцев, перечитав кучу отчетов. Вовремя сориентировавшись, оформляем шенгенскую визу Финляндии для Саши, ему как имеющему предыдущую 2х годичную. Я же с белорусским паспортом получала только годовые шенгены. Вот, с 1 июля ограничение на получение виз Финляндия снимает, и я 18 июля получаю визу, а 22 июля мы уже стартуем. В это время «Победа» присылает письмо об изменении в расписании обратного рейса, на этом основании я смогла сдать билеты. Сделала я это сразу после получения смс о готовности визы, хотя паспорта на руках еще не имела и каков результат и срок действия будущей визы я не знала. «Победа» аннулировала билеты, деньги вернули в полном объеме через 3 дня.
Прежде, чем выполнять эти манипуляции, предварительно были прикинуты альтернативные маршруты. Выбирали из нескольких. Первый: это посещение Аландских островов и Эстонии, второй: доехать до Нордкапа из Мурманска, третий - Лофотены. Взвесили все обстоятельства и решили остановиться на третьем варианте. Задача была добраться до конечной точки по земле кратчайшим путем, потому как никаких походящих рейсов в ближайшие к Лофотенам аэропорты не было. Два дня я занималась логистикой, искала различные пути подхода и отхода, складывала километражи, осмечивала варианты, в общем, занималась любимым делом.
В итоге получилась такая картина (бирюзовый цвет - подъезд транспортом):
Обзорная картина читается плохо. Раньше Дзен позволял вставлять виджет только с Яндекс карт, теперь и это ушло...
Ссылка на трек с транспортом Лофотены 2022_ActivTrip.me
Ссылка на трек по дням Лофотены 2022_nakarte.me
Маршрут можно разделить на 3 основные части: первая - Шведская, дождливая; вторая - Лофотенские острова, солнечная, третья - материковая Норвегия, теплая. Из основных решений: за полярный круг добрасываемся поездом до конечной ж/д станции Kolari (67°19′50″ с. ш.) в Финляндии. Далее на велосипеде едем через Швецию (3 дня) в Норвегию до конечного пункта Лофотен деревни Å кратчайшим путём. Далее плывем на пароме до Bodo и оттуда уже по материковой части Норвегии в Нарвик. Обратно из Норвегии в Швецию используем поезд самой северной западноевропейской ж/д линии «Narvik – Luleo», называется она Malmbanan (в переводе с швед. Рудная железная дорога). Можно действовать по-другому и туда ехать на поезде, обратно – на велосипеде. Но после этого путешествия я не рекомендую использовать данный поезд с проездом с велосипедами, лучше искать другой путь (см. день 14). Из Швеции до Финлядии едем на велосипедах вдоль Ботнического залива до Tornio (65°50′55″ с. ш.) – уже не за полярным кругом.
Финансы. В текущей ситуации в РФ эта проблема остра как никогда для путешествующих за рубеж. В июне я навещала родственников в Беларуси и заодно оформила дебетовую неименную карту в евро банка «МТБанк». Потому как в Грузии она тоже нужна была бы. Всю информацию я нашла на «Форуме Винского». Далее мы поступали так: онлайн переводом переводили деньги в рублях на электронный кошелек QIWI, а оттуда на карту белорусского банка. Так как не было полной уверенности, что безналичная оплата будет работать везде, необходимы были еще и наличные. На различных форумах люди писали, что валюту купить в то время уже можно было. Я обзванивала банки и уточняла о наличии валюты, даже бронировала суммы. Эх, ностальгия. В итоге у нас было немножко евро, но карта работала везде, поэтому с финансами проблем не возникло.
Транспорт. За время похода мы пользовались велотакси, электричками, поездами дальнего следования, автобусом и паромами.
Россия. «Ласточка» СПб – Выборг туда и обратно – 1600 руб. Велотакси от Выборга до Торфяновки нам обошлось 1400 руб за двоих.
Финляндия. Для покупок ж/д билетов пользовались приложением VR. Покупать билеты на поезда с велосипедами желательно заранее. На электричках места для них ограничены, их всего два в вагоне. На поездах дальнего следования для велосипедов выделено пол вагона. Оплата онлайн по карте МТБанка. Электричка Kouvola - Tikkurila - 41,6 евро, Tikkurila - Kolari - 192 евро, Tornio - Tikkurila - 182 евро, Tikkurila - Lappeenranta - 88 евро. Цены указаны за двух человек с велосипедами. Для посадки в поезд не нужны чехлы и паспорта. При оплаченных заказах в VR билеты можно открыть в офлайн режиме. Еще бонус – интернет в поездах Финляндии бесплатный и без регистрации.
Норвегия и Швеция. Для просмотра расписания всех видов транспорта и для покупки билетов (только ж/д) используется приложение Vy. Предварительно необходимо в настройках установить соответствующий регион. Оплата онлайн по карте МТБанка. Поезд Narvik - Boden - 1152 SEK/115 евро. Оказалось, что на этот поезд нельзя даже заходить с велосипедами. Проводник сказала, что поезд не предусмотрен для пассажиров с велосипедами. Эту нервную поездку опишу позже (см. день 14). Оплата автобуса Narvik – Solvar при входе у водителя, безнал – 770 NOK/74 евро. Паромы Норвегии – бесплатны (в данном регионе). Итого затраты на двоих за транспорт, считая и ласточки из/в Санкт-Петербург – Выборг, около 55000 руб.
Питание. Покупки. Каждый день на пути у нас был магазин. Все оплачивали безналом. При более и менее одинаковой корзине в супермаркете разница между Швецией и Норвегией составляла минимум 10 евро (в Норвегии больше). Особенно чувствовалась разница, когда возвращались из Норвегии в Швецию. Как будто возвращались из голодного Норвежского концлагеря автонома. Я буквально набросилась на продукты, хватая все подряд в Швеции. В Норвегии все как-то скуднее, и печенье «химическое» и хлеба «днем с огнем» не сыскать свежего, не замороженного, зато там качественные картофельные чипсы. Норвежские чипсы мне напомнили белорусские, которые мы покупали в детстве на развес. Такой настоящий вкус картофеля. В супермаркетах большое множество различных видов чипсов, нужно покупать не самые дешевые. А в Швеции особенно вкусные йогурты, да простит меня Финляндия. Фрикадельки одинаково вкусные везде. Со спиртным везде беда, если сравнивать с РФ, конечно. В Швеции и в Норвегии спиртное продается в специализированных магазинах и их лучше отметить в своем маршруте заранее, если критично, да еще с временем их работы. Слабо алкогольные напитки в Норвегии продаются в обычных супермаркетах. Ориентировочно на двоих на еду и воду мы потратили 50000 руб. В кафе не питались.
Недалеко от Narvik наткнулись на магазин спортивной одежды. Там была распродажа спортивной одежды, и вело в том числе, до 50 %. Купили Саше: летние велотуфли NW 55 евро, утепленные велоретузы Craft 45 евро и летнее велоджерси с полным замком Craft 25 евро. Мне велобриджи Craft 25 евро. 4 летних бафа с норвежскими мотивами себе и в подарок - 25 евро. Итого 200 евро (~13000 руб).
День 1
22 июля 2022
Выборг – МАПП Торфяновка - велотакси, вело Vaalimaa-Miehikkala 20 км набор 262 м.
10 км – асфальт, остальное грейдер, грунт. Тепло. Облачно с прояснениями 22-24 гр.
Трек 22.07
Последний раз мы катались по Финляндии на мартовских праздниках в 2020 году, а на следующие выходные закрыли границы из-за COVID-19. Границу прошли спокойно, я немного волновалась из-за везенного нами мясных продуктов, но на границе было все как обычно для велосипедистов. На российской границе просили открыть все сумки и проверяли содержимое, спрашивали о валюте. Для финского пограничника я подготовила текст с описанием нашего маршрута и трек, но он задал всего 2 вопроса: куда едем и на сколько дней.
Давно забытое чувство полета по финским грунтовкам, то вверх, то вниз. К тому времени уже смеркалось, но ехать можно было не боясь без фонаря. В Финляндии хорошие дороги.
День 2
23 июля 2022
Финляндия Miehikkala –Kouvola 76,8 км, подъем 664 м. 12 км – велодорожка, остальное – грунты, грейдер, лесные дороги. Грозы. Дождь. Тепло. Облачно с прояснениями. Температура 24-25 гр.
Трек 23.07
Электричка Kouvola – Tikkurila, ночной поезд Tikkurila – Kolari.
Такое чудесное и спокойное было утро. Как только выехали, пошел ливень да еще с грозой и молнией. Так мы и упражнялись пол дня: сними-одень дождевик, хорошо, что было тепло.
Чтобы сократить расстояние и не ехать по асфальту на 52-м км сворачиваем налево. Сначала идет хорошая грунтовка, слегка заросшая, но на 56-м километре она совсем пропала. Нужно сворачивать направо на 55-м км.
Когда приехали в Kouvola было уже солнечно. До прибытия электрички в Tikkurila успели сходить в супермаркет и погреться на солнышке. На станции в Tikkurila мы не в первый раз, сориентировались быстро и поднялись на лифте на переходную галерею. Прибытие поезда до Kolari в 21:14, стоянка 2 минуты.
Подъехал поезд. Указанный вагон в билете оказался грузовой открытого типа, который был полностью забит автомобилями. По-моему, там был не один такой вагон. Времени выяснять не было и мы забежали в следующий вагон. Это оказался купейный. Еле разместили велы в коридоре и загородили проход пассажирам. Пришла кондуктор, объяснила, что к чему и на следующей станции мы перебежали в велосипедный вагон. Номер вагона не помню, но на плане поезда при выборе места его можно определить. Это просто велосипедный рай! Вот так, без чехлов и ругани, просто закатил вел вместе с баулами, пристегнул его – и все. В этом отсеке много мест хранения и для багажа. Уточнила у кондуктора можно ли спать на полу в велосипедном отсеке, сказала – нет. Это и правильно, на конечной станции велосипедов накопилось большое количество, что проходить было с трудом. Места у нас были сидячие рядом в отсеке 2 места напротив 2-х со столом между ними. Людей было мало и мы сели друг напротив друга, и заснули. Разбудил нас финн ночью, сказал, мол "Извините, Вы заняли мое место" - на Сашу, "Но прежде чем Вас разбудить, я ждал 2 часа!" В обратном направлении, я уже выбрала места не рядом, а вот так – напротив, для возможности как-то прилечь. На обратный путь я покупала билеты, когда было точно понятно, что мы доедем до Narvik.
День 3
24 июля 2022
Финляндия – Швеция. Kolari – Junosuando 105,6 км, подъем 297 м.
10,8 км - грунт, остальное – асфальт. Перевели часы на один час назад. Тепло. Солнечно. Вечером облачность. Температура около 20 гр..
Трек 24.07
Прибытие поезда в Kolari в 10:43. Утром голова не болела, значит ночью все же больше спала. За окошком слепит заполярное солнце. На конечной станции вышло большое количество людей.
Въезжаем в Pajala.
Прямое монотонное шоссе. Трафик небольшой. Заезжаем перекусить на берег реки. Мы будем ехать вдоль этой реки Торнио-Йоки до ее истока - озера Torneträsk и протекает она через Лапландское плоскогорье до Ботнического залива. Озеро Torneträsk находится в Скандинавских горах около границы с Норвегией.
Самая большая в мире вязаная варежка в Lovikka.
Перед съездом на грунтовую дорожку начался ремонт основной дороги. Стало заметно прохладнее вечером, тучи сомкнулись над головами. Хорошая плотная грунтовая дорожка сразу порадовала небольшим рельефом. Типичная ситуация в Европе: если есть отворотка от основной дороги в лесу, значит она ведет к частным домам. Найти место под палатку в данном месте не проблема: лес очень чистый, совершенно без подлеска с очень мягким ковром из мха. Можно было просто ехать по целине. Так и сделали, немного отъехали от дороги и стали.
День 4
25 июля 2022
Швеция. Junosuando – Kiruna 103,7 км, подъем 574 м.
21,5 км - грунт, остальное асфальт. Начало дождевой шведской эпопеи. Прохладно. На всем пути моросящий дождь с разной степенью мощности.
Трек 25.07
Ночью пошел дождь. Утром немного прекратился, но когда пришло время собирать палатку пошел с новыми силами так, что пришлось устроить внеочередной отдых. Палатку собирали под дождем. На завтрак приходили к нам олени. Был один особо любопытный, усердно нас рассматривал, но подойти ближе забоялся.
День без каких-либо больших достопримечательностей. Вначале хорошие грунты затем спокойное шоссе пока не выехали на Е10.
По плану мы должны были продолжать маршрут вне Е10, съехав после Vittangi направо и выехать на Е10 уже возле Kiruna. Но в тот момент, когда мы въехали в этот маленький городок за продуктами, я так быстро остыла и дрожала как осиновый лист с посиневшими губами. Ноги у нас были уже мокрые, температура +8 гр. Обувь у нас была летняя. Я даже не думала, что может так быть холодно в конце июля. Про не взятые непромокаемые носки я себя не раз ругала. Шел дождь, свинцовое небо висело прямо над головой. Ехать по горкам в такую погоду настроения не было и я решила ехать по асфальту. О чем сейчас жалею.
Трасса Е10 идет прямо до конечной деревни Å (произносится как "О") на Лофотенах. В Норвегии она называется "Дорога короля Олава". По возможности, ее лучше объезжать, по ней ездят много кэмперов и большегрузного транспорта. Хотя практически все водители объезжают велосипедистов строго с маневром на полосу встречного транспорта, но когда съезжаешь с этой трассы становится значительно легче и спокойней. Так дальше и велся счет: сколько едем по Е10, а сколько вне этой дороги. Внеплановое место стоянки нашли не с первого раза. Ставили лагерь под дождем.
День 5
26 июля 2022
Швеция. Kiruna – camping Pesisjokka 90,4 км, все асфальт, подъем 415 м. Моросящий дождь. Температура 10-15 гр.
Трек 26.07
Ночью шел дождь. Расстёгиваешь палатку и сразу смотришь вверх: что там? А там – свинцовые облака, чуть ли не у самой палатки. Эх...
Собираемся опять под дождем. Свыкаемся. Человек адаптируемся почти ко всему. Дождь и такая влажность делает леса сказочными и воздух пропитан запахами грибов, мха и хвои. Все таки не так уж и холодно, пока…
Заехали в Kiruna. Это самый северный крупный город Швеции. В Kiruna находится богатейшее месторождение железной руды. Заехали в банк, там рухнула последняя надежда – обменять валюту нельзя. Нет обменных пунктов нигде в Европе, такой операции не существует. Зашли в кафе Anka. Кафе типа buffet. Стоимость на одного человека около 150 SEK. Еда мне понравилась, разнообразное. Но интернета не оказалось, хотя на вывеске кафе значился. Я высказала свое негодование и владелец расшарил свой собственный. Рядом с кафе алкогольный бутик. Завтра мы планировали въехать в Норвегию, поэтому купили побольше вина - 2 бутылки. Прогноз погоды не обнадежил на ближайшие дни. Со своей мокрой судьбой мы уже смирились. Мысль, почему я не поехала на Аландские острова все чаще и чаще будоражила мое сознание.
Опять на Е10. Пошел дождь.
Через 40 км после Kiruna начали появляться сопки. Унылое шоссе закончилось. Вдруг даже появился кусочек голубого неба! А потом и вовсе дождь перестал. Это было очень неожиданно и как-то непривычно.
С появлением сопок началась вереница быстрых горных рек и многочисленных ниспадающих водопадов. Красота!
Наконец-то, мы доехали до озера Tornetrask и ехать стало совсем веселей. Это озеро является крупнейшим горным озером Скандинавии. Озеро находится на высоте 341 м над уровнем моря, в длину оно почти 70 км.
Заехали перекусить и отдохнуть на берег озера.
Потом мы попали в интересное климатическое явление. Сильная влажность, туман создавали чарующие декорации.
Доехали до Сamping Pesisjokka. Людей немного и нам досталось, как мне кажется, самое красивое место. Поставили лагерь без дождя.
Наш сегодняшний "улов".
День 6
27 июля 2022
Швеция – Норвегия. Сamping Pesisjokka – озеро Сиркельватнет. 76,2 км, набор 400 м, асфальт.
Сильный встречный ветер. Моросящий дождь. Сильный дождь. Прохладно, вечером +6 гр.
Трек 27.07
До границы с Норвегией 57 км. Собирались под моросящий дождь. Дождь прекратился как только выехали на шоссе, но зато задул ласковый встречный северный ветер. Ветер дул с такой силой, что мой спидометр показывал 7-8 км/ч едя по ровной поверхности. Иногда развивала скорость до 15-16 км/ч. На поворотах едва удерживалась от падения. Через час мы даже не проехали 10 км! Я честно думала, что через десяток км мы остановимся, переждем ветряную погоду и уже завтра поедем в Норвегию. Но Саша настоял и сказал, что идем по плану и мой ДР отметим уже в Норвегии.
По пути проезжали Национальный парк Abisko, в котором находится глубокий каньон р. Абиску. С дороги видны оборудованные тропы вдоль реки и довольно многолюдно относительно других мест в Швеции.
С приближением к границе все больше и круче горы, с которых падают многочисленные водопады.
После озера основной вектор движения сменился на запад. Стало немного легче ехать.
Перед границей заехали в последний шведский супермаркет. На парковке много машин с норвежскими номерами. После магазина как-то совсем стало прохладно. Пошел дождь, на велокомпьютере плюс 6 гр. Доехали мы до запланированной стоянки. Хотела пройти дальше по тропе вдоль озера, но тропа оказалась слишком мокрая узкая и каменистая, поэтому поставили палатку недалеко от дороги. Настроение было слегка подавленное, к такому холоду мы не были морально готовы. Поставили палатку, закутались в теплый спальник, открыли бутылочку сухого и вуа-ля…настроение - во! Вокруг же такая красота!
В шведских супермаркетах есть беспроводной интернет. Прогноз погоды показал: завтра – облачность и дождь, а следующие 3 дня - солнце, потом опять дожди. Согревшись, выпив за мой ДР, обдумали заново свой план. Решили ехать до Нарвика на следующий день сразу и от туда доехать до Сволвер на автобусе (это наши 2 ходовых дня), чтобы на основные достопримечательности попасть в солнечное время. У этого плана есть плюсы и минусы. Планируемый маршрут от Нарвика до Сволвер идет строго по трассе Е10, а на уже на Лофотенских островах это бесконечная вереница из кэмперов и машин. Этот участок довольно живописный (как и все там) было жалко проезжать его на автобусе, но мы смогли все хорошо рассмотреть из окошка автобуса. Мы это восприняли как экскурсию.
День 7
28 июля 2022
Норвегия. Озеро Сиркельватнет – Нарвик (вело). Автобуск Нарвик – Сволвэр. Сволвер – (вело). 31,2 км, набор 288 м, ВП – 9 км, остальное Е10. Утром морось. После обеда – солнце.
Утром по-осеннему холодно. Собрали лагерь под моросящий дождь.
Встретили первую пару велосипедистов. При подъезде к Нарвику окончательно прояснилось, но было еще прохладно.
Красивый фьорд перед городом Нарвик - Ромбаксфьорд.
Одна из визитных карточек Нарвика - Холугаланнский мост.
Вокруг Нарвика установлено несколько памятников, посвященных Битве под Нарвиком во время Второй мировой войны.
Город нам понравился сразу. Милый и уютный на первый взгляд. Сюда мы еще вернемся (см. день 13).
Автобусная станция Нарвик –это просто платформы с расписанием автобусов. Рядом находится торговый центр. Билеты покупаются у водителя. Мы не знали систему с велосипедами, поэтому их разобрали и поместили в чехлы. Сзади у автобусов есть два кронштейна, на которые крепятся велосипеды в неразобранном виде, можно вешать велосипеды на них. Если есть межрамная сумка на велосипеде, то повесить вел будет проблематично.
Когда сели в автобус, солнце уже припекало во всю. Хорошо прогрелись в течении поездки. Автобус медленно входил в повороты, огибал фьорды. Плавно менялись пейзажи. Мы кушали и наслаждались видами.
От Сволвэра поехали в бухту за деревней Kalle. Тропа к бухте начиналась сразу с подъема, в который нужно вдвоем толкать велосипед. Мы стояли в раздумье. Тут подъехала французская пара и сказали: «Не сомневайтесь, едьте. Там отличная стоянка. Мы сюда не в первый раз приезжаем». Так и оказалось - прекрасное место. Ручей делит большую поляну на две части. Так что мы друг другу не мешали. А наши соседи, как только расставили палатку сразу ушли на скалы. Позже мы заметили группу людей с альпинистским обмундированием. Очевидно, это популярное у них место.
День 8
29 июля 2022
Норвегия. Svolver – Leknes 77,2 км, набор 594 м, Е10 – 25 км., остальное асфальт с малым трафиком. Утром дождь. Вечер – солнечно и тепло.
Трек 29.07
Прогноз не оправдался. Ночью шел дождь. Утром туман опустился почти до земли. Собирались под моросящим дождем. Я себе твержу, что с дождем мы уже давно смирились. А наши соседи опять ушли на скалы.
Вскоре дождь закончился. На 55-м км сворачиваем налево в объезд основной дороге.
На этой объездной дороге есть небольшая горка с последующим эффектным спуском.
За городком Leknes мы свернули в поисках ночлега. Выглянуло солнце! По этой дороге, возле которой поставили палатку, ходили местные. Судя по их улыбкам, они не были против. Живя на таком туристическом маршруте, думаю, они привыкли видеть тут туристов.
Продолжение. Часть 2. Дни 9-14
Продолжение. Часть 3. Дни 14-16