Найти в Дзене
BEST.PETERSBURG

Призрачные церкви Петербурга

Оглавление
Гид по затерявшимся во времени церквям Санкт-Петербурга.

Знаменская церковь

-2

Сегодня на этом месте находится станция метро, в то время как в XVIII веке здесь располагалась главная для своей эпохи достопримечательность площади.

Знаменскую площадь сейчас на картах не найдешь, хотя знаком с ней наверняка каждый. В ноябре 1917 года она стала площадью Восстания. Её облик значительно изменился: на месте стелы когда-то стоял конный памятник Александру III, а сейчас он скрыт в скромном дворе Мраморного дворца. Другой достопримечательностью площади была Знаменская церковь, давшая площади первоначальное имя. Первая церковь была деревянной. Она была открыта в 1766 году, а в следующем году туда была перенесена утварь из домовой церкви Зимнего дворца. В 1794 году по проекту архитектора Ф. И. Демерцова началась постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Стройка шла трудно – купец Калмыков, вызвавшийся финансировать храм, умер в 1801 году, когда сооружение не было готово полностью. Отделка заняла ещё три года. Здание было увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых был выше и шире. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада, а декор фасада был довольно скромен. Во второй половине XIX века при церкви образовалось благотворительное общество, содержавшее богадельню, приют и столовую для бедных. При советской власти церковь неоднократно пытались закрыть, но удалось это лишь в 1938 году. А в марте 1941 года её взорвали, чтобы освободить место под станцию метро «Площадь Восстания».

Борисоглебская церковь

-4

«Византийский храм» времен Александра II.

Церковь Бориса и Глеба возвышалась на Синопской набережной вплоть до 1975 года. Это массивное здание в русско-византийском стиле было построено на деньги хлеботорговцев Калашинской биржи. Строительство заняло 13 лет. Русско-византийский стиль зародился в первой половине XIX века. Его родоначальником был архитектор Константин Андреевич Тон, именно его руке принадлежит большинство проектируемых храмов в этом стиле. Однако яростная борьба большевиков против религии прошлась по этим памятникам особенно беспощадно, многие из них утрачены. Из примечательных особенностей церкви Бориса и Глеба можно отметить граненый барабан и украшавшие его лепные изображения 12-ти апостолов. К созданию храма купцов-хлеботорговцев подтолкнули печальные, но значимые для политической истории России события. 4 (16) апреля 1866 года в Российской империи произошел первый террористический акт. Дмитрий Каракозов состоял в кружке Н. А. Ишутина. В апреле 1866 года он приехал в Петербург, где у ворот Летнего сада выстрелил в императора Александра II. Каракозов промахнулся, однако его акция имела последствия. Среди них начало индивидуального террора против чиновников и представителей власти. Сам Каракозов был приговорен к смертной казни и повешен в Петропавловской крепости, при большом скоплении народа. Храм был закрыт в 1934 году, а в 1975-м его окончательно снесли. В 2021 году Санкт-Петербургский союз архитекторов отнес церковь Бориса и Глеба к числу храмов на первоочередное восстановление.

Воскресенская церковь при благотворительных заведениях графа Апраксина

-5

Памятник «русского» стиля конца XIX века, погребенный советским конструктивизмом.

Генерал-лейтенант Антон Степанович Апраксин начал строить храм в 1884 году. Подтолкнул его на это пожар, случившийся на Апраксином дворе почти за 20 лет до этого. По проекту Л. Ф. Фонтана был построен небольшой шатровый храм. Черновые работы были закончены быстро, но отделка отняла много времени – храм открылся лишь десять лет спустя. Несмотря на скромные размеры, пятиглавая церковь в русском стиле поражала современников богатством интерьеров. В нижнем этаже находилась часовня, а сама церковь занимала второй этаж, куда вела лестница из итальянского мрамора. Стены храма были покрыты белым мрамором, над окнами высечены заповеди блаженства, а наверху шли мозаичные изображения 12 апостолов. В окнах красовались цветные витражи. Иконостас был из белого мрамора. В главном куполе, который поддерживался колоннами, находилось изображение Пресвятой Троицы, выполненное восковыми красками. Церковь закрыли 6 декабря 1928 года. Здание стали использовать как столовую. Уже в хрущевские времена, когда начался новый виток гонений на религию, на месте церкви построили Дом печатников.

Греческая церковь Димитрия Солунского

-6

Утерянный кусочек Византии на месте современного БКЗ «Октябрьский».

В ходе Крымской войны многие греки сражались на стороне русской армии или поддерживали ее. Поражение привело к волне эмиграции с Балкан. В основном греческие диаспоры образовались в Крыму и на побережье Черного моря, в частности, в Мариуполе, но и в Петербурге появились новые жители греческого происхождения. Расселились они на берегу Лиговского канала, на его месте сейчас проходит одноименный проспект. Постоянная греческая церковь была заложена митрополитом Исидором в 1861 году. Отделка была выполнена по греческим канонам: иконостас вырезан из ореха, образа с золотым фоном написаны в Греции. Посреди храма висело на цепях серебряное паникадило на 200 свечей. Центральная часть пола была выложена из белого мрамора, а стены отделаны красным. В подвале находилась усыпальница семьи Бенардаки. Дмитрий Егорович Бенардаки, крупный промышленник и владелец ряда металлургических заводов, был главным меценатом проекта. Храм подчинялся греческому посольству. В нем служили священники, приглашенные из Греции – службы проходили на греческом и славянском языках. Храм был закрыт в 1938 году. В 60-е его снесли для постройки БКЗ «Октябрьский» по проекту В. А. Каменского.

Д.Е. Бенардаки, портрет кисти К. К. Штейбена.
Д.Е. Бенардаки, портрет кисти К. К. Штейбена.

Церковь Грузинской иконы Божией Матери

-8

Там, где сегодня находится школа № 515 им. Гёте, раньше на её месте располагалось несохранившееся подворье Красногорского Богородицкого монастыря и стройный трехпрестольный храм.

Красногорский Богородицкий монастырь находился в Архангельской области близ поселка Пинега. В 20-е годы прошлого века он был закрыт и с тех пор не восстановился. Однако до того момента его история насчитывала более трехсот лет, с момента основания в 1606 году. Подворье в столице монастырь получил по завещанию петербургского мещанина А.Д. Попова в 1874 году. Вскоре на участке на Большой Охте появилась небольшая часовня, а в 1903 году был заложен каменный храм. Церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова, походила на терем из русской сказки: беленые стены, шатер вместо купола, большое крыльцо. Храм получил название в честь чудотворной грузинской иконы Божьей матери, хранившейся в Красногорском монастыре. Считается, что её вывезли из Грузии персы во время завоевания при шахе Аббасе (1588-1629). Она была приобретена приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, а он передал её обители. В 1920—1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчезла, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появилась в нём. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Дальнейшая её судьба неизвестна.

Ещё больше интересных мест вы найдёте в путеводителе в нашем приложении BEST.Petersburg

#церковь #архитектурапетербурга #религия #заброшенныецеркви #пропавшие #призрачныемиры #история #интересные факты