Регулярно задают вопросы о получении первого высшего образования за рубежом, ехать или нет. В каждом случае вопрос требует индивидуального анализа, который может и должен делать человек сам, советуясь и обсуждая с родными и близкими, могу сформулировать лишь общие принципы.
Если речь идет о девушке, что планирует поступить в институт, чтобы выйти за местного замуж и остаться, репатриации в Израиль / Германию и т.д., то образование вторично, речь о смене культурного канона и прощании с Родиной. Поговорим о вариантах, когда планов эмиграции на долгое время или всю жизнь нет, т.е. именно образование и возвращение.
Всегда нужно смотреть альтернативы, если выбор между МГУ, Сорбонной, Лигой плюща – один расклад, если разговор о единственном узкоспециализированном образовании в мире – другой, ну а если светит областной заборостроительный институт, расклад третий. Обучение в институте выполняет следующие функции (по мере важности для карьеры):
- систематизация знания, формирование навыков самостоятельного обучения, саморазвития [институт должен быть с историей и системой];
- ️социализация и маркировка «свой / чужой» – вхождение в отрасль, принятие групповой идентичности, дружеские (друзья на всю жизнь чаще всего появляются в 10-11 классах и институте) и приятельские отношения [уехавший становится чужим];
- ️новые теоретические, профессиональные, языковые знания [на практике пригодится около 15-25%%, но вы не знаете какие из них…]
- ️время для самоидентификации и выбора жизненного пути [мало в итоге работают по специальности]
- ️взросление, дисциплина, подготовка к самостоятельной жизни, ответственности, яркие воспоминания на всю жизнь и др. [теперь позднее взросление].
При принятии решения, рассматривайте список сверху вниз, для примера, если качество образования на Родине и за границей одинаково, сравниваем социализацию – где связи важнее для жизни. В настоящем и будущем знание языков для карьеры не так важно, как было в 1990х и 2000х, приятное дополнение и не более. Получаемые знания не так принципиальны, все равно на работе будут переучивать, так как зазор образования и реальности велик. Все остальное смотрите сами. Если ребенок планирует делать карьеру в международной систему, например, науке, то тогда на первом месте знания, порядок приоритетов меняется.
Если у вас есть возможность обеспечить ребенку любой вариант образование, рекомендовал бы: первое на Родине, а с последних курсов института параллельно получать второе за рубежом. Выход на работу на год-два позже, через несколько лет не будет иметь никакого значения, особенно если вы поможете в начале карьеры. Если ребенок не собирается оставаться жить в родном городе – связи и друзья в местном институте будут иметь мало пользы. В общем, тонкостей много, сравнивайте и анализируйте варианты.
И, да, если смотреть в общем, то ближайшие 2-3 года будут еще спокойными, можно ехать на учебу в развитые страны, после – вопросы безопасности выходят на первое место…