Героям романа Рафаэля Сабатини "Морской ястреб" "посчастливилось" встретиться с испанской инквизицией. Сэр Оливер Трессилиан и его товарищ по несчастью шкипер Джаспер Ли попали в плен к испанцам, и за "еретиков" взялись суровые представители церковного суда. Сабатини кратко рассказывает читателям о злоключениях героев. А они ведь ещё легко отделались! Предлагаю рассмотреть, с чем столкнулись герои и проследить, как проходила процедура допроса и обвинения на самом деле.
Предыстория. Как было до инквизиции?
Введение инквизиции положило начало привычному нам всем порядку ведения судебного дела: предъявление обвинения, допрос, свидетели, вынесение приговора. Но так было не всегда.
В раннее средневековье в судебной процедуре была исключительно важна роль истца. Для начала судебной процедуры было достаточно предстать перед судебными чиновниками и предъявить обвинение (или донести на кого-нибудь) подозреваемому вами лицу. А доказательства? Опрос свидетелей? А вот нет. Вам достаточно было поклясться на Библии, что вы говорите правду и ничего кроме. Ответчику же предлагалось отстоять своё доброе имя с помощью специфических процедур. В его распоряжении были такие варианты:
1. Поклясться на Библии, что он не виновен. Вот так, казалось бы, всё просто. Правда, могло быть недостаточно убедительно. Лучше уж наверняка, а для этого...
2. Пройти божественное испытание. Это называлось "ордалия". Испытуемый ответчик должен был претерпеть физические страдания для доказательства своей невиновности. Например, популярно было в качестве испытания пронести брусок раскалённого железа в руках. Если через пару дней ожоги заживали - ответчик доказал свою невиновность и свободен от обвинений. Также испытуемого могли связанным бросить в воду. Всплыл - свободен! Нет, так нет - значит, был виноват.
3. Двусторонняя ордалия. Ответчик мог вызвать истца на дуэль. Всё просто - кто победил, на стороне того и правда.
Вся процедура носила название "Божьего суда", и действительно, судьи как таковыми судьями и не являлись, они лишь констатировали божественное решение, приговор "высшего" суда. То есть, считалось, что через результат ордалии Бог давал понять истину - кто виновен, а кто нет. Высший судья - именно Он.
Как возникла инквизиция?
Конечно, данная система судопроизводства была крайне неэффективной. Раскрываемости преступлений такой подход абсолютно не способствовал.
Более того, новые времена требуют новых решений. К XII веку в Европе разрастаются, как грибы, различные еретические течения. Для эффективной борьбы с ними важно было понимать мысли и взгляды подозреваемых в ереси. В прежнем, обвинительном, подходе, допрос и показания обвиняемого не требовались - божий суд сам за него всё скажет. В случае с выявлением еретического мышления нужна была система новая - система расследования и допроса. Слово "инквизиция" от этого и произошло - от латинского слова inquisitio - "расследование". В данной системе именно признание ответчика служило доказательством его вины, поэтому использовались допросы и пытки. Конечно, особенностью инквизиции стало то, что она занималась исключительно религиозными вопросами. Для всего прочего оставался светский суд.
Изначально выявлением ересей занимались епископы на местах. Раз в период каждый гражданин должен был приходить на исповедь. В ходе разговора выяснялись его религиозные воззрения. Даже специальный опросник разработали. Но епископы просто не справлялись... Тогда им в помощь были отобраны два странствующих монашеских ордена - доминиканцы и францисканцы, подотчётные лишь римскому папе. И всё завертелось...
Переходя ближе к событиям, описанным в романе Сабатини, отмечу, что, как всем известно, своего расцвета инквизиция достигла в XV век благодаря фанатичным стараниям духовника королевы Изабеллы Кастильской Томаса Торквемады.
Схватили подозреваемого... что дальше?
1. Обвинение
Инквизиция активно сотрудничала с населением - доносы приветствовались и поощрялись. Представьте, в какой атмосфере страха жили люди, когда любой мог донести на любого! Не так помолился, не так повернулся, не то сказал... всё годилось для подозрения в еретических склонностях. Ведь для того, чтобы искоренить ересь, её надо было обнаружить. Как это обычно происходило?
- в обозначенную по плану область приезжал инквизитор. Местный епископ встречал его с почестями, на ближайшем богослужении представлял пастве. Инквизитор разъяснял, зачем он тут. Все, кто заметил что-либо подозрительное - ваш священный долг об этом доложить. Инквизитор проводил краткий экскурс о типах ересей, как выявить еретика, на что обратить внимание. Понятное дело, что запуганный народ, зная дурную славу инквизиции, старался донести первым, чтобы не донесли на него. Кто-то использовал такие возможности, чтобы оговорить человека из личной мести или корыстных побуждений.
- еретиков искали в среде писателей, поэтов, художников. Творчески мыслящему человеку легко было допустить промах. Инквизиторы тщательно проверяли тексты на наличие крамолы. Поди потом оправдайся, что ты имел ввиду...
- добровольное признание. Это было самое ценное для инквизитора. Что может быть лучше еретика, пришедшего с покаянием и истовым намерением вернуться в лоно церкви? Для это также велась пропаганда ужасов, ожидающих еретиков и милостей, которые ждут тех, кто успел покаяться, пока не поздно.
Как же обстояло дело с героями Сабатини? Ясно было, что пленённые англичане - протестанты, точнее, приверженцы англиканской церкви, а значит, в глазах инквизиции еретики. Их национальная принадлежность говорила сама за себя. Тут даже и донос не требовался. Автоматически герои подлежали церковному суду.
2. Следствие, допрос, пытки
Для инквизитора важно было вырвать у обвиняемого признание. Для начала с арестантом проводили долгие беседы, в ходе которых бедолагу, зачастую невежественного и неподкованного в вопросах религиозных догматов, запутывали так, что он сам не замечал, как себя оговаривал. Судьи призывали покаяться, доступно рассказывали, какие кары ждали тех, кто упорствует в своих заблуждениях. Зачастую этого хватало, чтобы сломить человека и заставить его дать нужные инквизитору показания. Если же подсудимый упорствовал, применялись пытки, разнообразные и изощрённые. Чтобы спастись, подсудимый должен был признать себя виновным в предъявленном ему обвинении и по возможности выдать товарищей во заблуждениям. И конечно же, искренне покаяться. В таком случае, он мог рассчитывать на смягчение наказания. Но только если все признания он сделает охотно, демонстрируя рвение. Если же признания вырвут после продолжительных пыток, то это показатель того, что подозреваемый не хотел активно сотрудничать и не заслуживает снисхождения.
Возвращаясь к проблемам наших героев. Очевидно, что пытки не понадобились. Герои не горели желанием расставаться с жизнью из-за туманных догматических перипетий и, судя по всему, покаялись в своих "заблуждениях".
"Сэр Оливер происходил из семьи, которая никогда не славилась строгостью в вопросах религии, и вовсе не собирался быть сожжённым заживо, если для того, чтобы спастись от костра, достаточно принять точку зрения тех, кто несколько иначе, нежели его единоверцы, относится к гипотетической проблеме загробной жизни."
Оливер и Джаспер Ли согласились перейти в католичество "с почти презрительным равнодушием".
3. Приговор
Итак, если подсудимый признавал свою вину и отрёкся от ереси - победа на стороне инквизиции.
Судьи героев романа праздновали победу. "Надо ли говорить, как возликовала святая церковь по поводу спасения двух несчастных душ от верной погибели. Посему к новообращённым в истинную веру отнеслись с особой заботой, и псы Господни пролили над ними целые потоки благодарственных слёз."
Либо, наоборот, несмотря на все усилия, подсудимый отказывается признать свою ересь. В обоих случаях - ему назначается наказание. Тяжесть его зависит как раз от того, в согласии ли подсудимый с церковью или нет.
Итак, какие назначались наказания? Рассмотрим от условно легкого до самого тяжёлого.
- епитимья. Какая она могла быть? Молитвы, посещение святых мест, посты, пожертвования церкви - кажется, всё просто? А вот нет. Всё это было в таких количествах, что подсудимому просто вздохнуть спокойно не давали. Иногда это тянулось годами. А если поймают, что не исполняешь возложенную на тебя епитимью, то есть риск снова подвергнуться церковному суду. В случае с пожертвованиями человека просто могли разорить подчистую.
- ношение позорных знаков. В дополнение к епитимье осуждённого могли приговорить к ношению "отличительных" знаков. Это могли быть: большие нашивки в форме креста жёлтого цвета из холстины, безрукавки жёлтого света с изображениями адских мук грешников, позорный колпак. Осуждённый был вынужден пройтись в унизительном одеянии, подвергаясь насмешкам и оскорблениям окружающих. Такие "наряды" назывались "санбенито" ("святой мешок" в переводе с испанского).
- тюремное заключение. Зачастую пожизненное. Заключённого могли поместить в одиночную камеру и при этом заковать в ручные и ножные кандалы. Либо в общую камеру. Из еды выдавали воду и хлеб.
- рабский труд. Это было скорее исключение, чем правило. В основном имело место в Испании и Португалии. Для работы в колониях требовались рабы, также и для использования их в качестве гребцов на галерах. Прибегали к этому наказанию ввиду нехватки рабочей силы (по понятным причинам, рабы, нагруженные непосильным трудом, часто "заканчивались").
- отлучение от церкви и сожжение на костре. Для самых упорных в своих заблуждениях. Был разработан целый сценарий. Традиционно аутодафе (в переводе с португальского "акт веры") назначалось в праздничный день, заранее анонсировалось, чтобы побольше народу смогли поприсутствовать. Ожидали почётных гостей из знати, строились зрительские трибуны. Обычно аутодафе проводились несколько раз в год, чтобы сразу большим количеством наказать "провинившихся". Это были не только сожжения. В аутодафе участвовали и те, кому повезло отделаться лишь епитимьёй. Начиналось всё с торжественного богослужения. Затем прибывала из тюрьмы процессия осужденных, одетых в санбенито. Зачитывались приговоры. Затем переходили к наказаниям. Начинали с самых лёгких: принесения покаяния (проход по центральным улицам в позорном одеянии со свечой в руке), стегание плетьми. Затем переходили уже непосредственно к казням - сожжению на костре.
Возвращаясь к роману Сабатини, видим, что герои, "покаявшиеся" и принявшие "истинную веру", снискали своеобразную милость инквизиции и понесли наказание минимальное - приняли участие в аутодафе в позорных санбенито. "Итак, с ересью было покончено. Они полностью очистились от неё, приняв епитимью по всей форме — со свечой в руке и санбенито на плечах — во время аутодафе на площади Рокио в Лиссабоне. Благословив новообращённых, церковь отпустила их с напутствием упорствовать на пути спасения, по которому она с такой мягкостью их направила."
Тонкая, но очевидная ирония автора по поводу милосердия церковников показывает нам, как легко ещё отделались герои. Однако после церковного суда их ждал суд светский... Но это уже совсем другая история, которая и послужила новому витку приключений героев романа "Морской ястреб".