Найти тему

Рассказы Н.А. Паромовой

Друзья, с сегодняшнего дня мы начинаем публикацию статей из книги Наталии Александровны Паромовой «Рассказы о картинах».

Н.А Паромова – высокопрофессиональный искусствовед, карьеру начинала в Русском музее в Санкт-Петербурге, свыше трех десятков лет отработала в тюменском Музее изобразительных искусств. Автор множества популярных выставочных проектов. Замужем за известным тюменским художником Борисом Паромовым. Книга «Рассказы о картинах» – это развёрнутое повествование о живописных шедеврах, хранящихся в тюменском музее.

Работы таких мастеров живописи, как Айвазовский, Шишкин, Репин представлены в Музейном комплексе имени И.Я. Словцова на выставке «Шедевры художественной коллекции». Возможно, «Рассказы о картинах» позволят вам взглянуть на них немного под другим углом…

1. «ГВАРДИЯ, ВПЕРЁД!»

Эпоха Петра Великого преобразила Государство Российское. Держава стала империей. Пётр «уздой железной Россию поднял на дыбы». Он волею своею создал регулярную армию и флот, боярскую думу заменил Государственным советом, построил новую столицу Петербург по европейскому образцу. До времени правления Петра I искусство в России носило характер религиозный и служило храму. С восшествием на престол великого реформатора появилось светское искусство и прежде всего портрет.

«Портрет офицера Преображенского полка с орденом святого Александра Невского»
«Портрет офицера Преображенского полка с орденом святого Александра Невского»

«Портрет офицера Преображенского полка» можно назвать истинным «лицом» суровой петровской эпохи. Преображенский полк – первый лейб-гвардейский полк русской армии, он прославился в сражениях под Псковом и Нарвой, в Полтавской баталии и позже, в антинаполеоновских войнах. За сражение при Кульме в 1813 г. полк получит Георгиевское знамя. Кто бы мог предположить, что в конце XVII столетия из потешных войск юного царевича Петра, который находился с матерью Натальей Кирилловной Нарышкиной в почётной ссылке в селе Преображенском под Москвой, вырастет отлично обученный полк.

Офицер изображён в парадном мундире с лентой и звездой ордена св. Александра Невского. Портрет носит официальный, парадный характер. Так диктовало время. Прежде всего, подчёркивали общественную, государственную значимость личности.

Это произведение поступило в тюменский музей изобразительных искусств из частной коллекции учёного Е.Ф. Вишневского без особых определяющих признаков – «Неизвестный художник. Портрет офицера». Потребовалась атрибуция*. Это самая интересная музейная исследовательская работа. По типу мундира было определено, что офицер служил именно в Преображенском полку. Картины той далёкой эпохи художники редко подписывали и датировали. Но некоторые детали позволили уточнить период создания портрета – не ранее 1725 года, поскольку Пётр учредил орден, которым награждён офицер, в год своей кончины – 1725. И не позднее 1735 года, так как именно в период 30-х годов полы кафтана преображенцев стали короче, были закруглены и убраны назад для удобства на марше. Именно в таком кафтане изображён на портрете офицер. И ещё одна деталь – парик, который на нём, называется «гривой», он бытовал до конца 20-х годов. Исходя из этого, можно смело сказать, что портрет исполнен в первой трети XVIII века.

И вот что интересно. В художественном музее Омска есть вариант такого же портрета, но там офицер в парике другого типа – «биннет» (название по имени французского парикмахера), который характерен для 1727-28 годов. Омский портрет поступил в коллекцию музея в 1927 году, а ранее находился в знаменитом московском Английском клубе. Наследники Е.Ф. Вишневского, к сожалению, не могли сказать, откуда в коллекции их отца оказался наш портрет.

Омичи уже несколько лет пытаются определить имя офицера. Вначале они считали, что это Карл Густав Левенвольде – дипломат и политик, или Пётр Петрович Ласси, уроженец Ирландии, который служил в русской армии, участвовал в Северной войне и получил в последствии чин генерал-фельдмаршала. И, наконец, последняя гипотеза, высказанная в публикации сотрудника омского музея Ф.М. Фаткулиной, – это может быть Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, который был награждён орденом Александра Невского в 1725 году, в мае 1727 года становится подполковником лейб-гвардии Преображенского полка. Ещё один претендент – Семён Андреевич Салтыков, который тоже в 1725 году стал Александровским кавалером, а в 1727 – майором Преображенского полка, и 11 октября этого же года произведён в подполковники. Кто же из них офицер, изображённый на портрете? Поиски продолжаются, надежда установить личность сурового и мужественного офицера-преображенеца не покидает сотрудников двух сибирских музеев.

Автор: Н.А. Паромова.

*Атрибуция (от лат. attributum) – определение принадлежности художественных произведений тому или иному автору, школе, времени, стране.