Найти в Дзене

Комсомольский трамвай. Демонтируем или всё-таки восстанавливаем?

«Верните трамваи!» – твердят одни. «Наконец-то!» – ехидно злорадствуют другие. Эти и другие, подобные им комментарии можно прочесть под недавними сообщениями о демонтажах трамвайных путей на пересечении пр. Ленина с ул. Кирова и на ул. Запорожской. Напомним, вот уже 4-й год судьба трамвайного движения в Комсомольске-на-Амуре находится в подвешенном состоянии.

11-12 августа 2022 г. были демонтированы рельсы с перекрёстка пр. Ленина и ул. Кирова
11-12 августа 2022 г. были демонтированы рельсы с перекрёстка пр. Ленина и ул. Кирова

Поспешим успокоить первых и огорчить вторых. Указанные демонтажи производились на дзёмгинской ветке, которая прекратила работу 1 апреля 2018 г. – за полгода до приостановки трамвайного движения во всём городе. Решение о закрытии этой ветки было принято городскими властями уже давно и впоследствии было «закреплено» при реконструкции Комшоссе и при изменениях в Генплан от 18.05.2022 г. И оставшиеся на этой ветке рельсы (и то, не все) было решено убрать в рамках ремонта улиц Кирова и Запорожской, поскольку в ближайшее время они там точно не понадобятся. Решения же о ликвидации трёх оставшихся веток в Центральном округе никто не принимал. В настоящее время город по-прежнему ждёт из федеральных органов одобрения своей заявки на финансирование реконструкции трамвайной инфраструктуры и обновления подвижного состава. При этом, демонтаж путей в Центральном округе всё равно возможен, поскольку во многих местах они сильно изношены и должны быть заменены.

Типичный трамвай Комсомольска-на-Амуре в последние годы работы. Трамвайное полотно закатано в асфальт. Рельсы искривлены. Фото автора
Типичный трамвай Комсомольска-на-Амуре в последние годы работы. Трамвайное полотно закатано в асфальт. Рельсы искривлены. Фото автора

«Дребезжащий, качающийся из стороны в сторону железный «гроб на колёсах», который вдобавок, очень редко ходит и вечно простаивает из-за многочисленных поломок и ДТП на трамвайных путях» – вот примерное описание трамвая тех, кто в силу возраста не может себе представить его в каком-либо ином виде. Сегодня в городе выросло уже целое поколение, которое ошибочно считает трамвай невыгодным и устаревшим архаизмом на городских улицах. И это не мудрено, ведь за последние 15 лет городские власти не вкладывали в его развитие ни копейки. Это, конечно же, не означает, что трамвай не нужен в принципе и что он не может работать нормально. На самом деле трамвай – это самый экономически выгодный вид общественного транспорта и при этом самый экологически чистый. А все так называемые «аргументы» против этого притянуты за уши и распространяются теми, кто заинтересован в отсутствии трамвая по тем или иным причинам. Если бы трамвай был не выгоден и нецелесообразен, то его бы сегодня не закладывали в проекты новых микрорайонов в различных городах России. Впрочем, обо всех плюсах трамвая мы уже неоднократно писали в наших предыдущих статьях. Для финансирования строительства трамвая существует множество федеральных программ и при желании этот вопрос вполне можно и нужно решить. В нашем городе, к счастью, это уже поняли. В ответ на многочисленные возмущения горожан работой общественного транспорта принят новый Документ транспортного планирования, подразумевающий, в том числе, и восстановление трамвайного движения. Сегодня реализация этого Документа идёт полным ходом в рамках так называемой «транспортной реформы», о которой мы ранее также неоднократно писали. Уже изменён ряд автобусных маршрутов, погашены долги профильного МУП «Трамвайное управление», совместно с краевым правительством сформированы и поданы заявки в госкорпорацию «ВЭБ РФ» и Минвостокразвития на ремонт трамвайных путей и закупку новых современных вагонов.

Если говорить о Дзёмгах, то вернуть туда трамвай сегодня будет сложнее и дороже, поскольку предыдущая – «едросовская» мэрия подложила городу огромную «свинью», исключив из проекта реконструкции Комшоссе трамвайные пути. Главой города на тот момент был Андрей Климов.

Весна 2019 г., начало реконструкции Комшоссе. Трамвайные пути обрываются...
Весна 2019 г., начало реконструкции Комшоссе. Трамвайные пути обрываются...

И это был далеко не единственный «сюрприз» едросов. Согласно Генплану 1987 года, в городе планировалось реализовать масштабные транспортные проекты – строительство новых магистралей, спрямление дорог, развитие трамвайной сети и прочее. Все они были весьма эффективны, целесообразны и, главное, научно обоснованы советскими специалистами. Но по большому счёту все они застопорились из-за мелочного подхода, глупости, продажности, непрофессионализма, грубейших ошибок и нарушений Генплана, допущенных предыдущим руководством города. В большей степени – бывшим мэром Владимиром Михалёвым и бывшим главным архитектором Игорем Курносовым, которые начали разрешать строительство там, где это запрещал Генплан.

Игорь Курносов, главный архитектор Комсомольска-на-Амуре с 2009 по 2017 гг. Именно с его именем связаны многочисленные скандалы с принятием изменений Генплана города и изменением облика и границ мемориала комсомольчанам, погибшим в годы ВОВ
Игорь Курносов, главный архитектор Комсомольска-на-Амуре с 2009 по 2017 гг. Именно с его именем связаны многочисленные скандалы с принятием изменений Генплана города и изменением облика и границ мемориала комсомольчанам, погибшим в годы ВОВ

Каждое их решение ставило всё новое и новое препятствие для развития города, и со временем их накопилось очень много. Настолько, что убрать эти препятствия безболезненно для городского бюджета становилось всё более и более затруднительным (поскольку это выкуп земли, зданий, их снос). Этому можно посвятить целую статью. Причём, вероятно, уголовную. Поэтому в самой ближайшей перспективе пока стоит говорить о восстановлении трамвая лишь в рамках трёх существующих на данный момент веток (до Амурстали, ж/д вокзала и Набережной).

Один из возможных вариантов трамвайной сети г. Комсомольска-на-Амуре. Обозначенные пунктиром линии были запланированы ещё в советское время
Один из возможных вариантов трамвайной сети г. Комсомольска-на-Амуре. Обозначенные пунктиром линии были запланированы ещё в советское время

А максимально выгодный вариант, при котором трамвай мог бы вдохнуть «полной грудью», должен подразумевать трамвайные пути на Дзёмги, причём, не только по Комшоссе и Уральской, но и на пр. Победы и ул. Лазо, до «Рассвета». А в городе – по проектируемому продолжению проспекта Ленина сквозь посёлок Мылки на «новое Ленина» и по Аллее Труда на 66-й квартал. Только на это нужно уже не 2,5 миллиарда рублей, а гораздо больше. Ну и, разумеется, при реконструкции нужно вернуть обособленное трамвайное полотно на проспектах Ленина и Мира, как это было до 2000-х гг., чтобы автомобили не создавали помех движению трамваев.

Обособленное трамвайное полотно на проспекте Мира, 2000 г. Фото Thomas E. Fischer
Обособленное трамвайное полотно на проспекте Мира, 2000 г. Фото Thomas E. Fischer
Обособленное трамвайное полотно на проспекте Ленина, начало 2000-х гг. Фото КТУ
Обособленное трамвайное полотно на проспекте Ленина, начало 2000-х гг. Фото КТУ

#трамваи #КомсомольскнаАмуре #общественныйтранспорт #автобусы #капитализм #город #пассажирскиеперевозки #СилаНарода #ЗаНовыйСоциализм

Поддержите канал: 4276 1609 7774 4623 (Сбербанк)

Поддержите подпиской наши площадки в других соцсетях:

Телеграм: https://t.me/od_sila_naroda_kms

Рутуб: https://rutube.ru/channel/24721238/

Вконтакте: https://vk.com/gorotckop

Одноклассники: https://ok.ru/silanaroda

Ютуб: https://www.youtube.com/c/ПравданаАмуре

Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/625ed61d260cc802315b46de

Ваша поддержка очень важна для продолжения работы! Заранее спасибо!