Пока эксперты и общественники не могут найти общего языка с монополистом, потребители переплачивают не только за проблемы, но и многочисленные «хотелки» Алматинских тепловых сетей, рассказывает Orda.kz
1 июля в Казахстане прекратил действовать мораторий на повышение коммунальных тарифов, введённый по поручению Президента страны на 180 дней. Теперь монополисты в любой момент могут повысить расценки на свои услуги.
Между тем, оплата коммунальных услуг бьёт сегодня по карману многих потребителей, тысячи малоимущих семей имеют долги за отопление, горячую воду и электроэнергию. Уж если придётся туже затягивать пояса, то граждане хотят знать, поможет ли удорожание тарифов решить хотя бы часть многолетних коммунальных проблем?
Сами монополисты не спешат делиться своими планами, поэтому общественники требуют усилить контроль над ними, во избежание нерационального расходования бюджетных средств. Они приводят пример с громким уголовным делом бывшего гендиректора ТОО «Алматинские тепловые сети» и двух его подчинённых, признанных не так давно виновными в хищении и растрате государственных средств в размере 939 млн 535 тысяч тенге. Суд приговорил криминальное трио к 7 и 8 годам лишения свободы.
Наши журналисты выслушали экспертов, общественников и действующего сотрудника коммунального предприятия, чтобы узнать суть их претензий к монополисту.
Такой навязчивый сервис
ТОО «Алматинские тепловые сети» (АлТС – прим.авт.) отвечает за горячее водо- и теплоснабжение жителей крупнейшего мегаполиса страны. Оно нередко подвергается критике потребителей за необоснованное повышение тарифов, навязывание дополнительных платных услуг и посредственный уровень обслуживания абонентов.
Общественник Светлана Дружинина признаётся, что её не устраивает нынешний тариф за тепло, потому что монополист закладывает в него слишком много своих расходов. Например, за потери тепла сверх установленных нормативов.
«Таким образом, АлТС пытается за счёт потребителей решать свои проблемы. Хорошо, что антимонопольное ведомство часто не утверждает заявки монополиста на желаемый процент, иначе бы тарифы на отопление и горячую воду давно взлетели до небес», – говорит Дружинина.
Светлана полагает, что коммунальное предприятие, скорее всего, поднимет стоимость тарифа до конца текущего года, а не снизит его. Обращает она внимание на коррупционные риски, которые существуют в АлТС.
«Там много схем для манипуляций с бюджетными средствами. Взять, к примеру, тендеры на закупку материалов и техники. Казалось бы, их схема прозрачная, поскольку всё делается открыто, с помощью единой информационной базы данных. Да только вот выигрывают тендеры часто одни и те же подрядчики, что выглядит очень подозрительно».
Больше всего нареканий у общественника вызывает история с повсеместной установкой в жилых домах приборов учёта тепла и их последующим обслуживанием.
«Помните, как коммунальщики вместе с чиновниками агитировали население устанавливать эти общедомовые приборы? Они говорили, что новые суперсчётчики стоимостью 500 тысяч тенге каждый, позволят потребителям сэкономить потребление тепла минимум на 20%. И поначалу это было правдой: жильцы, в чьих домах были установлены приборы учёта тепла, действительно платили меньше тех, у кого их не было. Однако потом КСК стали заключать договора на обслуживание данных счётчиков, и эта разница теперь выглядит не столь очевидной».
4 года назад Светлана Дружинина стала управляющим жилого многоквартирного дома, в котором она живёт. Первое, что она сделала – отказалась от обслуживания приборов учёта тепла.
«Сервисная компания по обслуживанию счётчиков не дала мне вразумительного пояснения, что же входит в перечень их услуг. Я ни разу не видела, чтобы к нам приходил какой-то специалист и что-то проверял, подкручивал и менял в приборе, поэтому и отказалась от навязываемого сервиса. Кстати, за все 4 года моего домоуправления прибор учёта тепла ни разу не ломался. Если бы он забарахлил, то я бы просто перезагрузила его или, в крайнем случае, вызвала бы технического специалиста и заплатила ему за работу».
По её словам, общественники неоднократно ставили вопрос в антимонопольном ведомстве о внесении изменений в «Правила формирования тарифов» и передаче на баланс монополиста всех теплосчётчиков, однако поддержку со стороны госоргана они не получили.
«Все мы – потребители, но когда заходим в магазин, то не приносим с собой домашние весы и не пользуемся ими. Товар должен взвешивать продавец, а не покупатель. Поэтому, если на балансе АлТС будут находиться все приборы учёта тепла, то проверять и закупать их оптом всегда обойдётся дешевле, чем если бы каждый орган управления делал это по отдельности. Это — закон рынка», – говорит Дружинина.
В конце нашей беседы она с горечью отметила, что все монополисты Алматы проводят общественные слушания исключительно для галочки.
«Мы можем высказывать в ходе этих мероприятий бесконечное количество мнений, предложений и жалоб, но монополисты их просто выслушивают и всё. Они не прислушиваются ко мнению потребителей и делают всё по-своему!».
Сколько бы алматинцы не жаловались, руководство всегда присылает одинаковые отписки, снимая с себя ответственность. Как компания-монополист игнорирует запросы тех, за чей счёт существует, и как среди недовольных её деятельностью появляются сотрудники самой компании, рассказывает «Орда»:
👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇👇
https://orda.kz/pro-naglost-alchnost-i-teplo-v-nashih-domah/
👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆👆