2,7K подписчиков

Собака, топор и инопланетная хитрость: чем новое «Нечто» цепляется к оригиналу

879 прочитали

Не понимаю, как можно так ошибиться, но многие зрители, выясняется, считают фантастический фильм ужасов «Нечто» 2011-го года ремейком… фантастического фильма ужасов «Нечто» 1982-го года. Да, конечно, авторы сами внесли путаницу, назвав новый фильм в точности, как назывался старый — «The Thing» (ну, хотя бы the убрали, ради приличия!), да ещё объяснив это отсутствием у себя фантазии (мол, не смогли другое название придумать). И, тем не менее, нужно очень давно не пересматривать оригинал Джона Карпентера и полностью забыть его содержание, чтобы не разглядеть в одном «Нечто» сюжетное продолжение другого.

Многим поклонникам «Нечто» 1982-го года попросту не хватило в приквеле присутствия Курта Расселла... хотя, он там и не мог появиться
Многим поклонникам «Нечто» 1982-го года попросту не хватило в приквеле присутствия Курта Расселла... хотя, он там и не мог появиться

Возможно, эта путаница и привела к тому, что фильм 2011-го года очень бледно выступил в прокате и отзывы продолжает собирать не слишком-то хвалебные. Ведь если воспринимать его, как ремейк, то придётся констатировать и отсутствие свежих идей, и безликость персонажей, и гораздо меньшую атмосферность. А вот если «Нечто»-2011 воспринимать правильно, как приквел «Нечто»-1982, то оказывается, что фильм-то очень недурён. В нём и страшных монстров хватает, и по-настоящему пугающих моментов много, и элементы боди-хоррора имеются. А главное, он очень внимательно относится к старому фильму и старательно прокладывает «мостики» к нему через множество деталей, визуальных и сюжетных. Вспомним главные из них. Но осторожней — без спойлеров не обойтись.

Другие не восприняли Мэри Элизабет Уинстед в новом «Нечто» тупо потому... «ну, разве может быть женщина героиней фантастического ужастика?!»
Другие не восприняли Мэри Элизабет Уинстед в новом «Нечто» тупо потому... «ну, разве может быть женщина героиней фантастического ужастика?!»

СОБАКА-УБЕГАКА

«Нечто» 2011-го года заканчивается почти тем же, с чего начинается «Нечто» 1982-го. Ну, за исключением короткого кадра перед титрами в фильме Карпентера с летающей тарелочкой, приближающейся к Земле. Память даже после многочисленных пересмотров кадр этот отбрасывает (за ненадобностью для сюжета) и обманчиво подсказывает, что оригинальное «Нечто» начинается с погони норвежского вертолёта за собакой. Два норвежца, зная, что собака — уже совсем не собака, а мимикрировавший в неё пришелец, палят в неё из винтовки и швыряют гранаты. А в фильме 2011-го мы видим, как двое норвежцев, заприметив улизнувшее «животное», залезают в геликоптер.

ИНОПЛАНЕТНЫЕ КОРЫТА

В фильме Джона Карпентера американские полярники находят на сожжённой норвежской базе видеокассеты. Просматривая их, они понимают, что норвежцы наткнулись во льдах на НЛО. Американцы отправляются проверить, действительно ли это так, и обнаруживают вросшее в лёд инопланетное «блюдце» исполинских размеров. Правда, в фильмах есть разница — в старом фильме лёд над «блюдцем» успели взорвать, и оно лежало под открытым небом. А у норвежца Маттиаса ван Хейнинга-младшего, поставившего приквел, летающая тарелка покоится в огромной пещере где-то довольно глубоко под толщей льда.

Кроме того, у Карпентера американцы видели на норвежской базе ледяное «корыто», в котором покоился пришелец. В приквеле же показывают, как замёрзшего во льду пришельца норвежцы нашли, вырубили огромный куб, доставили на базу и начали изучать. Показано даже, как пришелец покинул своё ледяное «лежбище».

БАЗОВЫЙ КЛОН

Хейнинг-младший — большой поклонник фильма Карпентера. И декораторов он попросил максимально точно воспроизвести норвежскую базу, какой она показана (пусть и мельком) у Карпентера. Декораторы режиссёрскую просьбу исполнили, хотя это было непросто. Чертежи со съёмок старого фильма не сохранились, и, чтобы хотя бы примерно узнать длину коридоров, высоту потолков, размеры деталей интерьеров, они за исходную брали рост Курта Расселла (который как раз-таки известен — 1 метр 80 сантиметров). И по кадрам с Расселом прикидывали, какие же размеры могут быть у окружающей его обстановки.

База норвежцев в 2011-м получилась идентичной той, что показана в старом фильме. До деталей. Хейнинг-младший даже припомнил, что у Карпентера торчит окровавленный топор из стены, и добавил топор в свой фильм. Причём, специально акцентировал на нём внимание, попросив исполнителей главных ролей — Мэри Элизабет Уинстед и Джоэля Эрджентона — разыграть вокруг топора небольшую сценку.

ДВУЛИКИЙ МОНСТР

У погибшего на норвежской базе монстра, тушку которого находят американцы в фильме Карпентера, есть одна характерная и врезающаяся в память особенность — два склеившихся лица, застывших в безмолвном крике. В приквеле показывают, как этот монстр появился, почему он двуликий и как погиб. Очень жутко, между прочим!

ОБУЧАЕМЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

Инопланетная дрянь в «Нечто» Джона Карпентера дьявольски хитра. Она, трансформируясь в человека, начинает разговаривать и вести себя в точности, как жертва. Ну, чтобы окружающие не догадались. И это казалось немного странным — времени-то обучиться человеческим повадкам в старом фильме у пришельца нет. Новый фильм всё расставляет по своим местам.

В «Нечто» 1982-го года пришелец настолько коварен, что способен вместе с людьми ужасаться творящемуся вокруг
В «Нечто» 1982-го года пришелец настолько коварен, что способен вместе с людьми ужасаться творящемуся вокруг

В «Нечто» 2011-го года пришелец поначалу ведёт себя, как не слишком-то разумный хищник — бросается на ближайшего человека, совсем не заботясь о том, что другие «человеки» воспримут это не слишком-то благодушно и постараются его уничтожить. И только постепенно Нечто становится хитрее. Оно выжидает момента, когда потенциальная жертва останется одна (и даже специально выманивает того, на кого нацелилось, в уединённое местечко), и только после этого выдаёт себя. Таким образом, и вопрос к фильму Карпентера снимается — разобраться с тем, как вести себя с людьми и в образе человека, у пришельца было предостаточно времени — на базе норвежцев.

В «Нечто» 2011-го года показано, как пришелец постепенно меняет тактику в отношении людей
В «Нечто» 2011-го года показано, как пришелец постепенно меняет тактику в отношении людей