Найти тему
ПИШУЖИЗНЬ

Дети – спонтанные философы

Ребенком я проводил много времени в детской больнице. Не потому что был болен, а потому что мой отец ухаживал за маленькими пациентами и у него была необычная привычка брать меня с собой дважды в неделю. Так что больные люди никогда не были для меня «особыми». Отец научил меня, что быть больным – это нормально, быть здоровым – вот это, скорее, исключение. И еще я очень рано осознал хрупкость жизни. Мне кажется, меня это сделало более человечным.

Это #немоеинтервью она из сети

 Эрик-Эмманюэль Шмитт, 62 года - философ, исследователь человеческой души, писатель, кинорежиссер © 

Мне кажется, мы нуждаемся в том, чтобы говорить о табуированном. Но говорить нужно деликатно, с юмором. Несмотря на печаль, «Оскар и Розовая Дама» вызывает много позитивных эмоций. Толстой говорил, что каждый день надо проживать так, будто это последний день. А я в «Оскаре…», наоборот, убеждаю: «Живите каждый день так, будто это первый день». Но на самом деле это одно и то же.

Потому что дети – спонтанные философы, то есть философы в чистом виде. Ведь что такое философия? Умение удивляться, бесконечно задаваться вопросами, пытаться понять, как устроен мир. Ребенок знает, что он не знает, – в точности как Сократ.

 Я спрашивал себя: «Что делаю на этой земле?», «Хотели меня мои родители, или я появился в результате случайности?», «Почему жизнь обязательно кончается, почему мы должны оставлять этот мир?» А потом, лет в 10, когда мои родители сводили меня на фильм о Второй мировой войне, мои рассуждения о мире обрели моральное и политическое измерение. Так что в детстве я задал себе все основные философские вопросы. И теперь пытаюсь найти на них ответы. Зная, что ответы найти невозможно.

В тот вечер, когда отец погасил свет в комнате, взял карманный фонарик, глобус и стал объяснять мне про солнце, про планеты, про то, почему здесь ночь, а здесь – день. В какой-то момент я спросил: «А где же Бог?» Отец, который был атеистом, ответил: «Я его здесь не вижу». Отец оставался атеистом до самой своей смерти, а я пришел к вере. И сейчас мне очень хотелось бы вернуться в этот вечер, чтобы продолжить нашу беседу.

Что Бог невидим, не надо его искать в комнате среди вещей, его надо постигать разумом и сердцем. И что, может быть, Бог – это смысл существования всех вещей.

Все время. Но не для того чтобы изменить свою жизнь, а чтобы спросить самого себя, сделал бы я сейчас такой же выбор? Иначе говоря, я задаюсь вопросом: свободен я или нет? Я подчиняюсь судьбе или сам творю свою жизнь? Никому из нас не дано это знать, однако это очень интересно – задавать такие вопросы, проникать в глубины чувств. И знаете, я ведь написал об этом пьесу «Если начать сначала». Это история 60-летнего мужчины, который оказывается лицом к лицу с молодым человеком 25 лет, которым он когда-то был. И вместе с ним он вновь переживает решающий день своей жизни, день, когда ему пришлось выбирать между тремя женщинами. Оказаться спустя много лет перед тремя женщинами своей жизни и знать, кем они стали, – это позволяет понять, что любовь питается неизвестностью, потому что мы не знаем, любили бы мы тех самых людей, досконально понимая, как они устроены? 

Мы очень заблуждаемся насчет понятия силы. Считается, что сила – это значит не иметь слабости. На мой взгляд, сила – это знать слабость. Нам с детства внушают, что мы должны быть сильными и независимыми. Любовь же заключается в том, чтобы быть слабыми и привязанными к другим. В отказе от желания контролировать, подчинять себе, регулировать все, что находится вокруг тебя. В отказе от идеи подчинения, для того чтобы открыться, принять то, что дает тебе жизнь. Но нам не хватает смирения. Для нас куда важнее самоутверждение.©

Источник: оригинал интервью

  

#оскарирозоваядама #писатель #интервью #книги #этожизнь #блогер #ольгадеми