Хозяин ходил с утра к запруде с ветром поговорить. Чтобы когда он на обмолот зерно привезет, вода и ветер бы не подвели бы, крылья мельницы бы покрутили!
На севере Руси у Белого моря ветрам были даны в старину названия: северному – столбище; южному - полуденник, летник, ребровский; восточному – всток; западному – средний; северо-западному – глубник, голоменник, побережник; юго-западному - паужник, межник, шалоник; северо-восточному – полуночник, заморозник, рекостав; юго-восточному – обедник.
Наши предки говорили: «Ветер – Божье дыхание. Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким».
Поморы, народы, что жили по берегам северных морей, в это время ждали возвращения с летних морских промыслов рыбаков да охотников. Но не всегда попутный ветер помогал в море. Бывало, скажут, что поветрие пало – противник задул, ветер добросердный – силу потерял. Вечером сходились поморки на берег и обращались так к ветру:
- Всток да обедник, пора потянуть,
запад да шалоник, пора поникать!
Встоку да обеднику каши наварю,
блинов напеку,
а западу да шалонику уйти велю.
У встока да обедника жена хороша,
от запада-шелоника жена ушла.
В этот день, говорили старики, ветра о красном лете тоскуют. У всякого ветра своя погода. И сам северный Ветер-ветрович, со стоном пытался выкатить из земли горючий камень. Люди говаривали, как, измаявшись, утихнув, садился он на тот камень, задумчиво глядел вокруг и поодаль на первое золото листьев, на тронутые синью дали.