Найти в Дзене
А еще очки нацепила!

Как кино пришло из театра, а потом мутировало... На примере "Бесприданницы"

Привет, друзья! Значит, рассказываю. Было мне тогда лет 27-28... По телевизору показывали старую "Бесприданницу", 1936 года. Мне не понравилось. Герои казались слишком вычурными, Лариса слишком драматично выкрикивала "Вы женаты!", Паратов слишком сокрушенно отвечал "Я об-ру-чен!"... Не то, что рязановский фильм - все такое красивое, томное и с песенками... А потом я выросла, все пересмотрела и очень полюбила фильм 1936 года, который целиком вышел из театра. И между прочим, гораздо ближе к пьесе Островского.

А сравним-то тот же самой эпизод, только у Рязанова:

Видите разницу? В старом фильме чистый театр. Кнуров очень выразительно смотрит на Вожеватова. Паратов очень эффектно движется к Ларисе, мы прямо чувствуем, как он лишает ее пространства.

А как все театрально жестикулируют, пока спорят с пьяным женихом? А вы посмотрите на этих трех поросят злодеев! Чистое зло. Паратов на переднем плане похож на коршуна, во взглядах Вожеватова и Кнурова видно соперничество, старый лев против молодого.

кадр из фильма "Бесприданница" 1936
кадр из фильма "Бесприданница" 1936

А вы на рязановских персонажей посмотрите в той же сцене! Рафинированы, как кандидаты математических наук, волнуются перед защитой диссертации:

Кадр из фильма "Жестокий романс"
Кадр из фильма "Жестокий романс"

В театре выразительные жесты, акцентированная игра голосом необходимы - зритель находится далеко от сцены, и чтобы он уловил эмоциональную составляющую, нужно, чтобы она была усилена.

Все как в жизни. Если вы далеко от собеседника, ему придется кричать, чтобы вы расслышали. Если он стоит рядом, то крик будет неуместен. ТО же самое случилось в кино. Кино оказалось ближе к зрителю, чем сцена.

Уходила необходимость кричать, уходила необходимость усиливать жесты - на экране это было вычурно. Экран любил более тонкое, более изысканное, более изящное.

А Хариты Игнатьевны какие разные! В 1936 это такая откровенная аферистка, хищница, явная мошенница. В 1984 - рефлексирующая интеллигентка, которая страдает, и только от очень плохой жизни вынуждена заниматься мелкой спекуляцией, а потом каяться перед иконами. Ничего подобного в старом фильме! Там Харитушка честная злодейка, филологическую барышню из себя не строит. Все, как и было задумано Островским.

Но это уже совсем другая тема. Я решила снять по ней видео, потому что говорить легче чем писать. Скоро выложу. Вот.