В рамках проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в Ленинградской области создано 97 центров образования «Точка роста». Один из них находится в городе Коммунаре Гатчинского района и является структурным подразделением школы №3. Уже с момента открытия центра в 2019 году ни одно из его помещений ни минуты не пустует.
Для директора школы №3 Людмилы Шагай такая востребованность «Точки роста» очевидна. Любой регион заинтересован в том, чтобы выпускники школ, колледжей, вузов оставались в экономике своего края. Как говорит Людмила Аркадьевна, Гатчинский район сегодня активно развивается, и важно, чтобы ребята, демонстрирующие способности в инженерных науках, приходили на местные предприятия. Поэтому с открытием «Точки роста» получила новое развитие профориентационная работа, а инженерно-технологический профиль стал иметь большое значение, например, для старшеклассников. Многие дети начали выбирать для сдачи ЕГЭ математику, физику, информатику, то есть те предметы, которые необходимы для поступления в технический вуз.
В то же время «Точка роста» стала точкой притяжения и для ребят более младшего возраста. Например, дети к 8‑9‑му классам тоже стараются определить, чем им будет интересно заниматься в будущем, поэтому пробуют себя в различных областях инженерной направленности: робототехника, программирование, проектирование и т. д.
«Точка роста» активно используется в рамках учебной программы, на ее базе проводятся уроки информатики, технологии. Например, ребята проходят тему «Растениеводство» на уроке технологии, а потом проектируют «умную» теплицу, где выдерживают температурный режим, уровень влажности для растений. Также можно в теме «Животноводство» проектировать ферму.
Как поясняет Людмила Шагай, обучение в «Точке роста» проходит в уютной и в то же время рабочей атмосфере. Прежде всего потому, что здесь созданы такие условия, в которых детям удобно и приятно находиться. В помещении центра можно трансформировать пространство, то есть передвигать столы, стулья. Здесь есть мягкие кресла, где можно просто отдохнуть. Для тех ребят, кто хочет подискутировать, выделена коворкинг-зона, позволяющая проводить работу как в команде, так и индивидуально. Вообще это пространство способствует творческому самовыражению – в центре можно поиграть в шахматы, порисовать, ознакомиться с работой 3D-принтера и т. д.
Нужно отметить, что в «Точке роста» коммунарской школы №3 в рамках реализации муниципальной профориентационной модели «СтарПрофИТ»-2025 в летние месяцы организован инженерный лагерь.
– Исторически так сложилось, что в нашем городе работают несколько бумажных фабрик, – рассказывает Людмила Шагай. – Из писчебумажной фабрики, построенной почти 200 лет назад, на коммунарской земле в 1979 году вырос огромный картонно-полиграфический комбинат, который сегодня носит название «Кнауф Петроборд». Таким образом, основная линия производства – бумажная. Поэтому в рамках лагерных смен мы стараемся рассказать ребятам историю происхождения бумаги, каким образом идет ее изготовление, что она значит для человечества.
Лагерь работает уже второй год, в него принимаются ребята с 5‑го по 11‑й класс. Всего 100 человек. Как говорит Людмила Шагай, желающих традиционно много, но, конечно, в первую очередь в лагерь принимаются мотивированные дети, те, кто уже показал определенные результаты. Также учитывается желание детей и родителей. Запрос на инженерные смены большой, и, скорее всего, квота в 100 человек в ближайшем будущем будет расширена.
По всем направлениям лагеря реализуется несколько рабочих программ, а по итогам каждой смены ребята представляют результат проектной деятельности. К примеру, в этом году воспитанники инженерного лагеря занялись дизайном школьной столовой. Проектировали различные предметы, в том числе красивые подставки для посуды, а затем изготавливали их на лазерных станках.
Важно и то, что ребята во время лагерной смены не только изучают процесс изготовления бумаги, но и сами из макулатуры пытаются производить ее различными способами в школьной лаборатории. У некоторых даже получается воспроизвести элементы бумагоделательной машины. В конце каждой лагерной смены дети монтируют фильм о своих днях в лагере, в котором делятся впечатлениями.
По словам учителя информатики и технологии школы №3 Евгения Рогачева, уже с первого года работы центра дети погружаются в компетенции, которые необходимы для новых профессий: робототехника, прототипирование, конструирование малых летательных аппаратов и т. д. Начиная с 5‑го класса ребята могут попробовать себя в различных направлениях, приобрести гибкие навыки и получить представление о той или иной профессии, что помогает их самоопределению. Таким образом, к старшему звену ребенок приходит в той или иной мере профессионально просвещенным.
Евгений Рогачев видит огромное преимущество в том, что в рамках лагеря, занятий по «внеурочке» или занятий во время учебного процесса школьнику можно попробовать все. При создании проектного продукта он знакомится с разными компетенциями, может их освоить на начальном этапе, а затем по желанию окунуться в эти компетенции более глубоко. Кроме того, работа над проектами в «Точке роста» учит ребят навыкам командной работы. А это коммуникация, социализация, развитие лидерских качеств. В команде выше результативность, потому что ребята друг друга подбадривают, прикрывают слабые стороны друг друга: кто-то может быть хорошим программистом, кто-то – электриком, кто-то – инструктором и т. д.
– У каждого ребенка своя сильная сторона, – уточняет Евгений Рогачев. – Нам, педагогам, важно сделать упор на то, что у ребенка лучше получается, чтобы он мог этот навык применить в работе над проектом. Поэтому индивидуальный подход ставится во главу угла.
Работа «Точки роста» невозможна без сетевого взаимодействия, и, по словам Людмилы Шагай, оно у школы №3 обширное. Школа сотрудничает в том числе с ИМЦ Гатчинского района, РГПУ имени А.И.Герцена, ЛГУ имени А.С.Пушкина, а также с предприятиями района.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».