США. Тридцатые годы.
Несмотря на сухой закон, люди меньше пить не стали. Естественно, в эту нишу, кроме криминала, потянулся и легальный бизнес. Логика его была проста: раз нельзя пить дома, будем ездить пить к соседям. И лучше — в страны рядом с США, чтоб не уставать от путешествий. Так в 1930 году родилась "Пьяная линия".
Бизнес-идея проста, как гвоздь! В Нью-Йорке пароход берет пассажиров, 2 дня плывёт в Гавану и стоит в порту 36 часов — пока люди попьют рому и познакомятся с местными девушками. Потом все собираются и плывут назад 2 дня. Эффективные менеджеры тут же решили, что если лайнер будет с каютами первого класса, то и окупаемость проекта окажется ого-го-го. И всё заверте...
Куба не протестовала. Наоборот, в начале 1930 года в Гаване было зарегистрировано 3500 баров всех калибров.
"Морро Касл", развивающий скорость 25 узлов, легко мог конкурировать с призерами "Голубой ленты Атлантики" — немецкими лайнерами "Бремен" и "Европа". Командовал им один из самых лучших капитанов США, Роберт Уилмотт, прослуживший в компании "Уорд Лайн" почти три десятка лет.
Вечером 7 сентября 1934 года "Морро Касл" готовился завершать свой 174 рейс по маршруту Нью-Йорк — Гавана — Нью-Йорк. По традиции капитан давал банкет для пассажиров за 4 часа до выхода из Гаваны.
— Старший помощник Уормс, мне не здоровится. Откройте банкет и распорядитесь подать мне ужин в каюту, — это были последние слова капитана. Через час корабельный врач констатировал его смерть от отравления — каким-то очень сильным ядом. Весть о гибели молниеносно распространилась по кораблю. Банкет отменили.
В 2 часа 30 минут пассажир второго класса, 63-летный пожарный Джон Кэмпф проснулся от запаха гари. Горело помещение судовой библиотеки. Сняв со стены углекислотный огнетушитель, Кэмпф начал тушить, однако пламя неожиданно вырвалось в его сторону и обожгло ему лицо. Тогда он кинулся к ближайшему гидранту, раскатал шланг и открыл вентиль. Воды в магистрали НЕ БЫЛО! Кэмпф бросился будить пассажиров.
Тишину разорвали крики. Пока люди выскакивали из объятых огнем коридоров, другие еще спали. С опозданием в 20 минут была запущена пожарная сирена, однако все коридоры были уже объяты пламенем. Исполняющий обязанности капитана Уормс в этот момент рассчитывал маневры в узкой гавани Нью-Йорка. Когда ему сообщили о пожаре, он не придал этому значения и лишь вывод из строя системы стабилизации руля заставил его изменить курс, развернув судно по ветру.
К этому времени корабль было уже не спасти.
Радист Джорж Роджерс вслепую (т.к. рация горит) успевает дать в эфир SOS и координаты судна. Чтобы оценить возможности к тушению корабля, на мостик был вызван старший механик Эббот. Однако на мостик он не явился. В машинном отделении его тоже не нашли. Пока его искали, Эббот руководил спуском шлюпки, в которой его через несколько часов на берегу сфотографировали журналисты.
По непонятной причине Уормс никого не назначил организовать тушение пожара. Вместо этого он машинным телеграфом подавал сигналы в машинное отделение. Корабль постоянно менял курс, и, оказавшись против ветра, он превратился в гигантский факел.
Пожар тушили пассажиры. Они сами раскатывали рукава, лили воду в дым, разбивали иллюминаторы для эвакуации. Люди задыхались от дыма, горели в каютах без возможности выбраться. После возгорания машинного отделения механики оставили его, но мало кто из них смог подняться на верхнюю палубу. Взрыв генератора погрузил лайнер в темноту. Шлюпки спускали сами пассажиры.
Только к 13 часам дня к кораблю наконец подошел спасательный корабль ВМФ США и начал буксировать "Морро Касл" в Нью-Йорк. Однако грянул шторм, и буксировочный трос лопнул. В итоге "Морро Касл" дрейфовал под ветер, пока не был выброшен на мель у побережья штата Нью-Джерси, рядом с известным пляжем Эшбери-парк.
На следующее утро Эшбери-парк был заполнен до отказа. Около 350 тысяч американцев пришли посмотреть на сгоревший лайнер. Владельцы парка за 10 долларов позволяли подняться на "Морро Касл" несмотря на то, что в трюме еще горел пожар.
Следствие по делу "Морро Касл" было громким. Общественность интересовали, главным образом, два вопроса:
1) Как в трёх шлюпках, спущенных на воду, места в которых
было на 250 человек, оказалось всего 107, 92 из которых были члены экипажа?
2) Почему — если лайнер вышел из Гаваны, имея на борту 318 пассажиров и 231 члена экипажа — среди 134 погибших оказалось 104 пассажира? /
Короче говоря, Америка была в шоке от трусости Уормса и подлости Эббота.
Уормс лишился лицензии и получил два года тюрьмы, Эббот — четыре. Вице-президент "Уорд Лайн" Генри Кабод — год тюрьмы. Компания заплатила два миллиона долларов компенсаций пострадавшим.
Ну а главным героем стал радист Джордж Роджерс. В его честь мэры Нью-Йорка и Нью-Джерси давали банкет. Конгресс США наградил Роджерса золотой медалью "За Храбрость". В 1936 году Роджерс оставил морскую службу и поселился в родном городе Байонне в Нью Джерси. Там ему с радостью предложили должность начальника радиомастерской при городском полицейском участке.
В июле 1953 года ФБР арестовало... по подозрению в зверском убийстве наборщика типографии Вильяма Хаммела и его дочери Эдит... Джорджа Роджерса. Следствие выяснило, что национальный герой США, бывший полицейский Джордж Роджерс — убийца, вор, аферист и пироманьяк. Подробности расследования заставили вздрогнуть всю Америку. Теперь его обвиняли в отравлении капитана Уилмотта и поджоге "Морро Касл". У него дома были найдены планы помещений корабля, планы пожарной сигнализации, планы системы пожаротушения. Отравление капитана доказать не удалось — труп сгорел в пожаре. Однако опрос оставшихся свидетелей и работа экспертов по вопросам судостроения дали свои результаты.
Суд постановил: Джордж Роджерс сознательно испортил систему пожаротушения корабля и пустил газолин из цистерны аварийного дизель-генератора с верхней палубы на нижние. Это объяснило мгновенное распространение огня сверху вниз, а не наоборот, как при обычном пожаре. Роджерс учел нахождение сигнальных фальшфейеров и ракетниц, поэтому шлюпочная палубы запылала почти сразу целиком. Был найден свидетель, который видел, как капитан делал выволочку Роджерсу, поймав его со странными канистрами на борту перед отплытием. ФБР раскопал и то, что между капитаном и радистом был длительный конфликт и взаимная неприязнь. Одновременный пожар в разных местах был начат самодельными бомбами замедленного действия. Схема была продумана профессионально, со знанием дела....
10 января 1958 года Джордж Роджерс скончался от инфаркта миокарда в тюремной больнице.
Автор - Евгений Евстюнин, #евстюнинкат