Найти тему

Ночь Ивана Купала: венки, костры, песни, хороводы и огненное колесо. Как я отметила праздник по обычаям предков

- Сгореть в огне всей хворобе!

- Сила огня войди в меня!

Под такие задорные крики люди – от молодых до пожилых – разбегаются и прыгают через костер. А до того мы приносили жертву огню – бросали в костер кусочки хлеба, пропитанного подсолнечным маслом. Что же тут происходит? Может это встреча сектантов-язычников в подмосковном лесу? Нет! Это экскурсия. Но необычная. Это праздничное путешествие на ночь Ивана Купала.

Случалась ли когда-нибудь в вашей жизни волшебная купальская ночь? Ночь, когда вы плели венки из душистых трав и полевых цветов? Ночь, когда вы пели старинные песни или слушали их, и песни те были с мотивами то веселыми и смешливыми, то печальными и навевающими грусть? Была ли в вашей жизни ночь, когда вы, как в детстве, чувствовали себя радостно и беззаботно, играли в ручейки и водили хороводы? Была ли ночь, когда вы зачарованно слушали легенды и сказания о жизнях людей, бывших прежде нас? Была ли такая ночь, когда вы хоть на мгновение начинали верить, что сегодня именно вам суждено найти в лесу один лишь только раз в году, на Ивана Купалу, цветущий папоротник? И случалось ли вам под утро пускать по реке венок, загадав желание, и в глубине души надеясь, что оно непременно исполнится?

Такая ночь бывает только раз в году. Ночь волшебная и мистическая, веселая и удивительная. И об этом я хочу рассказать.

Немного об истории праздника. Иван Купала - древнеславянский праздник, отмечаемый 7 июля. Он посвящен летнему солнцестоянию и пиковому расцвету сил природы. При этом связан с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от него он берет название. По-гречески Иоанн Креститель буквально означает "купатель, тот кто погружает в воду".

Ночь Ивана Купала
Ночь Ивана Купала

Поскольку это древний праздник восточных славян, он до сих пор отмечается в России, Белоруссии и Украине.

Ночь Ивана Купала – праздник, зародившийся во времена язычества, поэтому он полон поверий, древних обрядов, связанных с огнем, водой, травами и, разумеется, языческими богами.

Праздник Ивана Купала
Праздник Ивана Купала

Моя купальская ночь в этом году проходила в Подмосковье в удивительном месте. В 90-е гг. группа людей, интересующихся древней историей нашей страны, перебралась из Москвы в деревню Поповка Можайского района. Эти люди не просто интересовались историей, а были фанатично увлечены изучением жизни наших далеких предков – древних славян. Все это вылилось в создание "наукодеревни у истоков", как они сами называют это место ( по аналогии с понятием "наукоград"). Будучи фермерами в повседневной жизни, обитатели деревни стараются жить по заветам предков – в согласии с природой и соблюдая древние обычаи, которые они скрупулезно изучают. Здесь эти приверженцы научных подходов воссоздали языческое капище – место поклонения богам, а во время праздников и вовсе перевоплощаются в новые образы – духов природы, Кота Баюна, Бабу Ягу...

Тут нужно еще раз сделать акцент на том, что дело происходит в "наукодеревне" и это не шутка. Историческая реконструкция обрядов и обычаев здесь выполняется на очень достойном уровне. И именно живущие здесь удивительные люди смогли организовать по-настоящему убедительный с точки зрения истории и эмоционального наполнения праздник с потрясающим визуальным наполнением.

Итак, мероприятие началось с того, что мы вышли из автобуса, доставившего нас из Москвы, и очутились на проселочной дороге. Дружной группой человек из 50 мы двинулись в путь. Дорога шла сначала по полю и для городских жителей это уже приятно – можно было любоваться видами, вдыхать свежий воздух и собирать цветы.

На пути в "наукодеревню"
На пути в "наукодеревню"

Затем мы прошли через небольшой лес, где особо зорким посчастливилось полакомиться притаившимися у дороги спелыми ягодами земляники.

-5

Почти на вхоже в деревню, у моста через реку, нас встретили местные женщины. Облаченные в костюмы, они представляли духов реки, и предложили нам принести лепестки цветов в жертву речке.

Жертвоприношение лепестков цветов
Жертвоприношение лепестков цветов

Далее в леске нас встречала Баба Яга, как она представилась, и тут мы начали более подробное знакомство с обычаями предков. Как раз здесь мы приносили хлеб в жертву огню и прыгали через костер.

"Баба Яга" у костра, лес на пути в "наукодеревню"
"Баба Яга" у костра, лес на пути в "наукодеревню"

Когда мы прибыли к самому месту назначения, в деревню, взору открылась довольно-таки заурядная картина – простой деревенский двор с деревянным домом и хозяйственными постройками.

Один из домов в "наукодеревне"
Один из домов в "наукодеревне"

Прямо во дворе стояли длинные деревянные столы со скамейками. А рядом располагалась полевая кухня под навесом. Здесь нам предстояло поужинать.

Застолье в "наукодеревне"
Застолье в "наукодеревне"

Принявшие нас хозяева, как оказалось, были вегетарианцами. Потому ужин наш тоже был вегетарианским и в тематике древности – простым. Он состоял из картофельного супа с обилием какой-то зелени и гречневой каши с морковью. В качестве напитков были чай и компот.

Постный картофельный суп
Постный картофельный суп

Нельзя было назвать поданные угощения изысканными, но лично я была страшно голодна, поэтому с радостью употребила то, что дали. Надеюсь, все-же наши предки имели стол побогаче на праздник Ивана Купалы...

После трапезы мы отправились на поляну возле соседнего дома. Она была освещена светом фонаря, а из колонок раздавалась музыка – не современная, а стилизованная под древнюю, что-то из разряда "Кострома-Кострома, государыня моя". Мне еще запомнился припев одной из песен со словами: "Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, мордавствуйте"...

Первым пунктом праздничной программы было плетение венков. Здесь, прямо на полянке, для нас заблаговременно приготовили необходимое – на земле высились кучи всевозможных трав и цветов, из которых мне по названиям были известны только ромашки и папоротник.

Небольшой инструктаж и все приступили к плетению. Надо сказать, что дело это не столь легкое, как кажется. Но в целом процесс оказался веселым, не говоря уже про результаты.

Мой венок
Мой венок

Буквально через несколько минут все дамские головки оказались украшены цветочно-травяными коронами. Их внешний вид был в диапазоне от аккуратных и вполне симпатичных веночков до гротескных конструкций, из которых самым нелепым образом торчали подвявшие и переломанные ветки папоротника, который оказался страшно хрупким растением.

Даже создательницы самых странных "головных конструкций", больше похожих на нестриженные кусты, чем на венки, не унывали. Настроение у всех было позитивное. А процесс свивания венков оказался настолько увлекательным, что в нем поучаствовало большинство мужчин. Они тоже украсили свои головы самодельными обручами из цветов и трав.

-12

Далее начались игры. Особенно мне запомнилась крапивная скакалка...Развлечение для смелых! Она была такой массивной, что буквально сбивала людей с ног.

Но большинство забав были традиционными: играли в ручейки и прочие игры и водили хороводы. Казалось бы, странное занятие для взрослых людей, даже глупо как-то. Но честно сказать, было очень даже весело. Как заметил ведущий, раньше люди могли водить хороводы часами. На это кто-то ответил, что "у них просто интернета не было". Справедливо. Но что-то все-таки есть в таком групповом игровом досуге.

Могу предположить, какие эмоции испытывали наши предки. Представьте, как это волнующе в купальскую ночь взять за руку понравившегося парня и увлечь его за собой в игре "ручеек". А потом, взявшись за руки (потому что в игре это можно), с ним переглядываться... Славянская романтика!

Игры на поляне
Игры на поляне

После всех игр началась программа с обрядами. И эта была самая волшебная часть ночи...

В сопровождении людей в славянских костюмах и с факелами мы переместились на следующую поляну. И здесь нас ждало красивое и неожиданное зрелище. В центре на железных креплениях, украшенных цветами и травами, висел котел, а под ним горел огонь.

Ночь Ивана Купалы
Ночь Ивана Купалы

Здесь нас встречали наряженные в костюмы и венки девушки и женщины. Мужчины деревни играли на каких-то музыкальных инструментах, женщины пели, горели весело потрескивающие костры, освещая эту небольшую, окруженную лесом полянку.

Ночь на Ивана Купала
Ночь на Ивана Купала

Атмосфера была мистическая и завораживающая, как будто вправду мы оказались на празднике в далекие языческие времена. Мы "умывались огнем", нас осыпали лепестками цветов и окропляли водой с пожеланиями счастья и всех благ. В целом же все происходящее было обрядом, направленным на прошение лучшей жизни в следующем году. И просили мы это у богини Макоши – главного женского божества славянского пантеона, покровительницы судьбы и ремесел.

Купальская ночь
Купальская ночь

Затем наше факельное шествие переместилось на поляну побольше. В центре были сложены дрова для будущего костра – высотой почти в три человеческих роста. По кругу горели двенадцать небольших костерков. Когда основной костер разгорелся, его пламя, казалось, достает до небес. Он был, наверное, в десять раз выше человеческого роста. Ввысь улетали россыпи искр – "так рождаются звезды", - объяснил нам наш проводник.

Праздник Ивана Купала
Праздник Ивана Купала

На этой поляне нас снова ждали песни, танцы, главный обрядовый хоровод, восхваление древних богов и прошение их о даровании нам счастья и здоровья.

Мужчины еще показывали свое искусство обращения с мечем – фланкирование, "кручение" меча. На фоне огромного костра и под музыку это было очень эффектно.

Праздник Ивана Купалы
Праздник Ивана Купалы

Еще было много песнопений, обращающихся к теме рода, прославляющих предков. Для мужчин особенно важной была тема предков-победителей, как мне удалось выяснить из беседы.

Все было очень красиво, интересно и завораживающе. Казалось, можно было бесконечно слушать древние напевы и смотреть на огонь.

Иван Купала, ночь, костер
Иван Купала, ночь, костер

Но впереди нас ждала кульминация праздника – пускание огненного колеса и венков в реку.

Итак, мы у реки и готовимся к одному из важнейших обрядовых событий ночи – пусканию огненного колеса.

Этот обычай очень древний, он символизирует соединение энергии солнца с земной энергией, соединение мужской огненной энергии с женской водной энергией.

Мужчины поджигают колесо и катят его при помощи приделанных ручек. До реки совсем близко и колесо оказывается в воде много быстрее, чем хотелось бы. Обряд совершен.

Огненное колесо на Ивана Купалу
Огненное колесо на Ивана Купалу

Небо уже светлеет, а значит время завершать празднование и оканчивается оно пусканием венков в реку.

Да, теперь те самые венки, что мы сплели и носили всю ночь, должны отправиться в реку. Предварительно нужно загадать желание, поместить в венок горящую свечку и отпустить его в водные просторы в надежде на исполнение задуманного. В этом обряде участвуют только женщины.

Купальский венок
Купальский венок

Это было невероятно красивое зрелище. Женщины деревни пели песни, стоя на берегу, а мы отправляли наши венки в путешествие. Как же это было красиво!

Пускание венков по реке на Ивана Купалу
Пускание венков по реке на Ивана Купалу

Погода была тихой и венки плыли по реке медленно-медленно. В каждом из них была свечка и потому река будто осветилась десятками маленьких, украшенных цветами фонариков. На фоне леса и чуть освещенного рассветными лучами неба эти наши светящиеся венки плыли вдаль вместе с нашими надеждами на исполнение желаний.

Купальские венки
Купальские венки

На этом закончилась наша волшебная и удивительная ночь и мы, уже уставшие но воодушевленные всем виденным, возвратились в деревню, чтобы ехать домой к нашим обычным жизням.

Но, кажется, ради подобных, прекрасных ночей и моментов мы живем. Ради такого опыта, когда можно соприкоснуться с историей своих предков, открыть для себя что-то новое и прежде неведомое и оставить в своем сердце чудесную память о пережитых моментах красоты.

#иванкупала #иванакупала #ночьиванакупала #купала