Найти тему

Таривердиев. Тихое сияние гения

15 августа 2023 года Микаэлу Леоновичу могло бы исполниться 92 года. Он ушёл от сердечного приступа, не дожив три недели до 65-летия. Выходец из армянской семьи родом из Тбилиси, Микаэл Таривердиев оставил невероятно разнообразное музыкальное наследие: музыку с десяткам фильмов, около сотни песен, вокальные циклы, балеты и оперы, симфонию и инструментальные концерты.

В один из первых дней 1976 года композитор Микаэл Таривердиев вышел из своей московской квартиры и был встречен восторженной толпой. Премьера «Иронии судьбы» состоялась по советскому телевидению накануне. Казалось, фильм посмотрели в стране все.

Таривердиев написал для культовой новогодней комедии не только инструментальную музыку, но и песни. Пластинка была распродана миллионными тиражами и прославила Аллу Пугачёву. Хотя сам Таривердиев уже был хорошо известен, приняв участие в работе над более чем сотней фильмов, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» стала, пожалуй, величайшим событием в его творческой судьбе.

Ещё одна несомненная удача — музыка к фильму «Семнадцать мгновений весны», которая стала неотъемлемой частью сюжета. К сожалению, кто-то запустил слух, что Таривердиев украл мелодию из фильма «История любви», написанную Франсисом Леем. Что сильно травмировало композитора: «Мне, которому всегда говорили — моя музыка может быть плохая или хорошая, но что у меня есть свой стиль, что моя музыка узнаваема мгновенно, — мне нужно отмываться, доказывать, что я не украл! А с каким удовольствием участвовали в этой истории мои коллеги! Как им было приятно!»

Музыка Таривердиева и правда выделялась. У него не было нужны что-то у кого-то заимствовать. Работы мастера отличает интимная, личная интонация. Кажется, он обращается не ко всем, а лично к каждому. Звуковые дорожки к советским фильмам нередко состояли из грандиозных оркестровых вещей и крупных тем. Композиции Таривердиева были гораздо более тонкими и изысканными, выдавая тонкую натуру автора.

В фортепианной пьесе «Мальчики и море» из фильма «До свидания, мальчики» (1964) завораживает идеальный баланс между мечтательной лёгкостью и меланхолией. Вторая половина мелодии подхватывается морским ветром, а мужской голос выводит очаровательный контрапункт.

Когда фильм «До свидания, мальчики» был выпущен, он был расценён критикой как радикальный. Это была не картина на злободневные темы, а исследование внутренней жизни человека, размышление о дружбе, памяти и ностальгии. Соответствующей была и музыка — негромкая, деликатная и интроспективная.

При этом несмотря на мягкий характер, Таривердиев добивался от музыкантов именно того исполнения, которое он считал нужным. У композитора были твёрдые представления о том, как должны звучать его сочинения — вплоть до правильного произношения слов.

Таривердиев интересовался сочетанием поэзии и музыки, которое он называл «третьим направлением». Это был способ донести поэтические строки без пафоса и поставленной интонации: напрямую к слушателю, в формате душевного разговора. Таривердиев спел куплет из Шекспира «Люблю», а его к фортепиано постепенно присоединяются неземные струнные инструменты.

«Конечно, в этом был ещё и протест против официальной массовой музыки, так называемых советских песен, с их куплетной формой, глупыми, наивными словами, не стихами, а текстами». Микаэл Таривердиев

В мае 1967 года в жизни композитора случилось трагическое происшествие: машина, в которой он ехал из ресторана вместе с актрисой Людмилой Максаковой, сбила молодого человека, который скончался от травм. Точно неизвестно, кто сидел за рулём. Вдова композитора Вера Таривердиева придерживалась версии, что виновницей трагедии была Максакова. Таривердиев же согласился взять вину на себя и лишь по стечению обстоятельств сумел избежать заключения.

Подобный эпизод попал в фильм «Вокзал для двоих» (1982) Эльдара Рязанова. Таривердиев, который до этого сотрудничал с режиссёром, болезненно воспринял этот намёк.

Работая в кино, Таривердиев всегда хотел сделать своё искусство более доступным для широкой публики. В его пронзительных мелодиях — надежда на понимание, приглашение к диалогу со зрителем, стремление вызвать отклик. На вопрос, кто такой Микаэл Таривердиев, он ответил сам, спев «Я такое дерево». Он был человеком, стремившимся выразить себя. Снова и снова возвращаясь к корням, но неизменно продолжая расти.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!