Лабиринт начинается там, где ты ступишь на берег острова
Джон Фаулз «Кротовые норы»
“Древний ужас “ Леона Бакста относится к числу моих любимых картин. Она пугает и завораживает, затрагивая что-то внутри. Есть полотна, при взгляде на которые у тебя по спине пробегает дрожь. Что-то вроде синдрома Стендаля, но отличное от благоговения или восхищения. Это некий глубинный или иррациональный страх, пробуждающий в тебе какие-то смутные воспоминания или расплывчатые грёзы о чужих жизнях, что возможно ты когда-то уже проживал.
Взять, к примеру, картину “Остров мёртвых” Бёклина. Или работы, подсвеченные в канале @Не так важно, насколько вам знакома Одиссея или немецкий символизм. Композиция картины, чернеющие кипарисы сливающиеся в черно пятно, позади которого вход в неизвестность. Гребец, в ком мы угадываем Харона, высокая фигура, стоящая к нам спиной. Мы наблюдаем за происходящим издалека, не можем отвести взгляд. Буквально парализованы. Остров завораживает своей ирреальностью. И начинает казаться, что ты уже ходил этой тропой. Бывал в этой лодке, но все забыл.
Похожие чувства у меня вызывает и “Древний ужас” Бакста. Известно, что в поисках вдохновения для этой картины Леон отправился в Грецию, прихватив собой сотоварища по “Миру искусства” Валентина Серова. Поездка оказалась полезной для обоих. Последний создаст “Похищение Европы”, а Бакст напишет одну из самых загадочных и пугающих картин в истории мирового искусства.
“Древний ужас” исполнен на холсте практически квадратной формы. С высоты птичьего полёта художник изображает перед нами гибель древней цивилизации под воздействием стихии. Главная роль отведена неистовому морю, буквально пожирающему на глазах зрителя античный город. Волны разламывают корабли и сокрушают крепостные стены. Над горным ландшафтом, изрезанном потоками воды, сверкает зигзагообразная молния. Художник выхватывает один единственный момент, мгновение перед тем как весь мир погрузится во тьму. Фатализм картины заставляет вспомнить Хокусая с его Канагавой и идею олицетворения судьбы через стихию, которой человек ничего не может противопоставить.
Центральное место занимает статуя с птицей в руке. Многие считают, что это голубь, тем самым отождествляя фигуру с Афродитой. Улыбка богини может вводить в ступор, однако существует множество её трактовок. Вот самые популярные из них:
- улыбка, как и образ Афродиты в целом, есть провозглашение художником торжества красоты над хаосом жизни и творящимся в мире злом;
- улыбка изображена для контраста дабы подчеркнуть строптивость судьбы; то насколько ничтожными в её глазах кажутся человеческие страдания и потери;
- Бакст просто изобразил скульптуру времён архаики, для которых характерно нанесение улыбки с целью очеловечить каменное изваяние;
- улыбка на изваянии, олицетворяет улыбку творца, собственноручно уничтожающего свой старый мир, чтобы создать новый.
Все мы помним, что во многих верованиях есть миф о всемирном потопе или ином катаклизме. Такая катастрофа символизировала попытку высших сил как бы “начать все сначала” по тем или иным причинам. Идея “конца света” не нова, но вы представьте, какой должно быть ужас и трепет испытывали древние люди перед своими божествами, учитывая как мало им было дано узнать об окружающем мире. Нечто похожее можно найти в картинах на канале @
Я начал этот текст с упоминания Бакста и Бёклина, отдельные работы которых заставляют испытывать что-то не вполне объяснимое. Иррациональный страх и тревогу. Естественно, это не единственные такие картины, однако буквально вчера я наткнулся на произведение из другой сферы, оказавшее на меня схоже воздействие.
Речь идёт, как ни странно, о видеоигре. Выросшая из мода для Skyrim в самостоятельный проект, игра “The forgotten city” вызывает восхищение.
Если коротко, то вы играете за человека, который при очень странных обстоятельствах попадает в древний римский город. В нем действует “золотое правило” — универсальный закон, что гласит следующее: “Стоит кому-нибудь из жителей согрешить, как наказаны будут все.” Причём наказание нетривиальное — каждый житель будет обращён в золотую статую (вне зависимости от того, насколько тяжёлым был проступок человека, переступившего черту).
Ваш протагонист получает информацию о том, что кто-то из горожан в скором времени нарушит золотое правило и вам необходимо вычислить этого человека чтобы спасти поселение от гибели. Сделать это непросто. Во-первых, жители многое недоговаривают. Во-вторых, судьбы всех персонажей достаточно тесно переплетены и чтобы распутать этот клубок придётся либо нарушать “золотое правило” либо проявить смекалку.
Нарушением “золотого правила” игра не закончится. Вы как в “Дне сурка” и похожих на него фильмах снова окажитесь в городе и история начнётся с начала. Однако разработчики очень грамотно этот нарратив здесь обыграли, благодаря чему каждый новый цикл игрок занимается чем-то действительно важным и интересным.
Но я здесь не затем, чтобы подробно об игровом процессе говорить. В “The forgotten city” действительно хороший сюжет с несколькими вариантами финала, добросовестно наполненный различными историческими деталями.
В отдельные свои моменты игра дарит удивительный опыт., который усиливается во сто крат если вы неплохо знаете мифологический контекст. Не хочу спойлерить, но там есть сцена, пробирающая до мурашек и заигрывающая с теми же темами, что и “Древний ужас” Бакста и “Остров мёртвых” Бёклина. Ощущения незабываемые во многом благодаря некоторой интерактивности, помноженной на проработанную историю.
“The forgotten city” займёт у вас от силы часов 6-7, однако того стоит. Поэтому, если виртуальные развлечения вам не чужды и вы любите или хотя бы терпимо относитесь к адвенчурам/квестам/бродилкам, то попробуйте обязательно.