Найти тему
Татьяна Нарушева

Как правильно готовиться к экзамену по математике.

Начнем с того, что решение большого количества задач по всем экзаменационным прототипам, конечно же, является основой для успешной сдачи экзамена.

Но, если Вы не имеете навыка правильной организации выполнения того или иного задания, или неправильно распределяете свои силы, то скорее всего баллы будут потеряны. Вы можете знать как решается та или иная задача, но допустить ошибку, которую Вы осознаете, как только выйдете с экзамена и скажете себе «как я мог так написать», или «как я мог потерять минус», или еще что то подобное в том же духе.

Первое, с чего нужно начать, самое главное, это:

Выполнять все, что вы узнаете из этой статьи на практике СРАЗУ ЖЕ, не откладывая это до экзамена. Вам нужно, чтобы ВЫРАБОТАЛИСЬ спасительные привычки по восприятию, осмыслению, оформлению, проверке задач. Ведь столько раз дети теряют балл на «глупых» ошибках, теряют возможность учиться или учиться на бюджете.

Поэтому начните относиться к каждой задаче так, как будто Вы сейчас сдаете экзамен и у Вас нет права на ошибку.

1) ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА БУМАГЕ!

Например, в уравнении:

плохие привычки: переносить несколько слагаемых из одной части уравнения или неравенства в другую одновременно и считать «в уме».

Спасительная привычка: перенос слагаемых с изменением и записью всех чисел и знаков.

Вычисления в столбик или в строчку должны быть записаны рядом с решением, чтобы Вы могли при проверке найти момент, где могла быть допущена ошибка.

НАЧНИТЕ ЗАПИСЫВАТЬ ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗАДАНИЙ УЖЕ СЕГОДНЯ И ПРОДОЛЖАЙТЕ ТАК ДЕЛАТЬ ЦЕЛЫЙ ГОД (или два😊..), и к экзамену Вам не нужно будет держать в уме список действий по успешной организации решений, и результаты в течение года на самостоятельных и контрольных работах (и вообще любых работах) будут значительно лучше.

Если Вы выполняете задания дома, то рассуждайте вслух, представьте, что Вы кому-то объясняете решение. Таким образом Вы будете слышать свои рассуждения и лучше запоминать, если Вы разбираете что-то новое.

Если Вы не смогли решить задачу и Вам пришлось просмотреть готовое видео решение в интернете, или Вам кто-то объясняет задачу и кажется, что все становится понятно, знайте, что, на самом деле, это решение скорее всего забудется. Если Вы не решили задачу сами, то переделайте ее через несколько дней, не заглядывая в решение. Чаще всего с первого раза этого сделать не удастся. Добейтесь такого момента, что задача решена Вами от начала и до конца самостоятельно. Учите задачи (понимая их, я не говорю о том, что нужно «зубрить» ), пересказывайте объяснение.

2) При решении уравнения или неравенства сначала задайте себе вопрос: «какое оно?» (линейное, квадратное, дробное и т.д ), ответив на этот вопрос, выберите алгоритм для решения данного типа. После того, как корень уравнения найден, подставьте его в уравнение и сделайте проверку (мы все помним эти слова «сделайте проверку» с начальной школы, но мало кто делает проверку на практике, выработайте такую привычку).

3) При отборе корней в тригонометрическом уравнении осознайте, что корень, который Вы назвали, действительно принадлежит тому промежутку, который указан в задании.

Например, 2п/3 принадлежит промежутку (п/2 ;2п), и не может принадлежать промежутку (п;2п).

4) Если в вашем задании присутствует дробное, логарифмическое, иррациональное выражения, а также тангенс или котангенс, то начинайте с Области Допустимых Значений. Это касается любых заданий: уравнений, неравенств, выражений, графиков, прикладных задач.

Выпишите себе отдельно на листочек с формулами ОДЗ для каждого типа выражения.

Если при нахождении ограничений на переменную какое-то неравенство не решается, как правило, оно следует из остальных неравенств.

5) Внимательно читайте текстовую задачу. Определите тип задачи (на работу, на смеси, на движение (по прямой, по кругу, по воде, на движение протяженных тел), на проценты или на прогрессии). Вспомните алгоритм решения, сделайте рисунок, если необходимо, оформите таблицу.

В текстовых задачах используйте все числа (подчеркните их при чтении условия), будьте внимательны: числовые данные могут быть записаны словами (например: в ДВА раза больше)

После того как будет найден корень уравнения (если задача решалась с помощью уравнения) подумайте над тем, на сколько правдоподобен Ваш результат.

ВЕРНИТЕСЬ В ВОПРОС ЗАДАЧИ ЕЩЕ РАЗ и ЗАПИШИТЕ В ОТВЕТ ТО, ЧТО СПРАШИВАЮТ (многие автоматически пишут в ответ значение х из уравнения).

И еще раз: ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА БУМАГЕ!

6) При решении неравенств обобщенным методом интервалов, помните об изолированных точках и корнях четной кратности, в которых знак выражения сохраняется.

7) При преобразовании логарифмических выражений помните, что при вынесении четной степени за знак логарифма появляется модуль, так же модули могут появиться

при преобразовании логарифма произведения (дроби) в сумму (разность) логарифмов.

8) В геометрической задаче делайте крупный чертеж. Проверяйте все ли данные Вы использовали, чаще всего в геометрических задачах не бывает «лишних» данных.

9) Будьте внимательны в каких единицах измерения данные в условии задачи и в каких единицах требуется записать ответ.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО РЕШЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ВАРИАНТА В ЦЕЛОМ:

1) ВНИМАТЕЛЬНО просмотрите условия задач ПЕРВОЙ (тестовой) части экзамена.

Начните решение с самых простых задач (для того, чтобы не устать и придать себе уверенности). Не тратьте время на задание, которое при первом подходе сразу не получается, Вы вернетесь к нему позже.

2) Когда первые легкие для Вас задачи решены и проверены (Вы можете решить задачи повторно, чтобы проверить себя еще раз) , то запишите ответы в бланк.

3) Попытайтесь доделать то, что у Вас не получилось с первого раза, НО не «зацикливайтесь» на задании!

4) Записав новые ответы в бланк, переходите к решению задач второй части по принципу, что выбираете то, что Вам кажется решаемым.

5) Если Вы уверены в правильности решения задания из второй части переписывайте решение в бланк для заданий с развернутым ответом.

6) Затем переходите к следующему заданию.

7) Если ВЫ волнуетесь или устали, помните, что можно сдать работу, выйти из аудитории и пройтись, такая смена может благотворно сказаться на вашем состоянии.

ПРИ РЕШЕНИИ ВАРИАНТОВ ДОМА старайтесь решать по таким же принципам, засекайте время, ведите статистику. Анализируйте ошибки, сколько раз вы сделали «глупую» ошибку, почему так получилось, может Вы не выполняли ценные указания, которые у Вас собраны в этой статье, может забыли формулу, может допустили вычислительную ошибку.

КАК ТОЛЬКО ВЫ ВСТРЕЧАЕТЕ НЕИЗВЕСТНУЮ ИЛИ ЗАБЫТУЮ ФОРМУЛУ ВЫПИСЫВАЙТЕ ЕЕ НА ЛИСТОК А4. Это будет ваш индивидуальный список того, что нужно доучивать в течение года.

Пишите красиво и аккуратно, не спешите. Это ненадолго замедлит процесс решения, но Вы выиграете в другом. Ваши мысли будут более организованы, стройны. Вы не перепутаете цифры из за того что «0» похож на «6»«, или «7» на «1», или «4» на «9» 😊 и еще будет легче проверить работу.

Желаю всем системно ежедневно применять то, что написано выше.

Научимся учиться!