Найти тему
Интересно об истории

Они попали в ледяной ад...

Belgica - бельгийское научно-исследовательское судно, служившее антарктической экспедиции в 1897-1899 гг.
Belgica - бельгийское научно-исследовательское судно, служившее антарктической экспедиции в 1897-1899 гг.

В августе 1897 года Адриан де Жерлаш и Руаль Амундсен на борту корабля «Бельгика» отправились на край Земли — на покрытый льдом континент Антарктиду.

Belgica вышла из порта Остенде 23 августа 1897 года, после захода солнца. «На этот раз мы уже в пути», — писал командир Леони Остерриет. - «Я предпочитал идти с берега без сопровождения оркестра и возгласов». Наконец он отправился в путь с тринадцатью бельгийцами на борту, десятью иностранцами и двумя кошками по имени Нансен и Свердруп.

В когтях морской болезни

Задолго до того, как Belgica столкнулась с неизвестными опасностями Антарктиды, ей пришлось преодолеть мощные штормы, которыми славился Бискайский залив у берегов Франции. Сильные ветры толкали ее на юг. Пока корабль раскачивал бушующие волны, командир видел в окно своей каюты то грозовые тучи, то бурлящую воду.

Морская болезнь не пощадила почти никого. Один из молодых норвежских моряков, Карл Август Винке, описал в своем дневнике драматическую сцену: « Капитан (Лекойнт) стоит на мостике, держит штурвал и его рвет. Ученые лежат у люков и блюют. Механики сидят в машинном отделении и рвутся».

Мечта Руаля Амундсена

13 сентября, после трехдневного пребывания на португальской Мадейре, «Бельгика» подняла якорь и, пользуясь пассатами, продолжила путь. Чтобы сэкономить уголь, огонь был полностью потушен, а все паруса развернуты. По мере приближения корабля к тропикам температура становилась все более и более невыносимой.

Для защиты от ожогов все бронзовые элементы были обтянуты парусиной. Дополнительный слой изоляции для защиты от антарктического холода сильно затруднял воздухообмен под палубой, что быстро привело к тому, что температура там достигла 55 градусов по Цельсию . Спать в каютах было невозможно, поэтому матросы перебрались с гамаками на палубу.

Руаль Амундсен так давно мечтал о полярных экспедициях, что считал эту экспедицию своей судьбой. Как и Кук, он решил пойти по стопам отца, которого едва знал . Йенс Амундсен, судовладелец и капитан, зарабатывавший деньги на непрекращающихся войнах, большую часть времени проводил вдали от дома и в конце концов умер в море, когда его сыну было четырнадцать. Молодой Амундсен на самом деле знал его только по рассказам. В сознании Руаля этот человек был окружен почти магической аурой, и он изо всех сил старался соответствовать ей.

Сэр Джон Франклин — человек, который съел свою обувь

Время должно было показать, что он будет участвовать в гонках со своей легендой на протяжении всей своей жизни. Как и де Жерлаш, Амундсен рос почти пристрастившимся к полярным сказкам. Через год после смерти отца Руаль нашел еще одного кумира, британского исследователя начала девятнадцатого века сэра Джона Франклина.

Лысый, толстый морской офицер, чьи экспедиции в канадские арктические районы были отмечены трагедиями и неправильными решениями, не казался очевидным выбором в качестве модели для молодого моряка. В 1819—1822 годах британец возглавил пешую экспедицию по реке Коппермайн , потеряв большую часть людей, убитыми, умершими от голода или истощения, и его называли «человеком, который съел свои ботинки».

В середине 1840-х Франклин командовал HMS Terror и HMS Erebus в попытке пересечь Северо-Западный проход, но оба были раздавлены льдом, что унесло жизни более 130 человек. В обеих экспедициях под руководством Франклина ходили слухи о каннибализме, на который пришлось пойти членам экипажа, но именно трудности и нечеловеческие условия захватили воображение Амундсена.

Как можно ближе к полюсу

Однако наибольшее влияние на жизнь и выбор Руаля Амундсена оказал норвежский ученый и исследователь Фритьоф Нансен . На одиннадцать лет старше Амундсена, путешественник получил всемирную известность в 1888 году, проехав на лыжах по ледяному щиту Гренландии . Высокий блондин с кустистыми бровями и пронзительными голубыми глазами выглядел так, словно был перенесен живым из норвежских легенд. Он был провозглашен национальным героем еще до того, как Норвегия, находившаяся под властью Швеции со времен Наполеона, официально восстановила свою независимость.

Фритьоф Нансен
Фритьоф Нансен

Семнадцатилетний Амундсен был среди тысяч зевак, которые 30 мая 1889 года собрались на берегу Кристианиа-фьорда, чтобы приветствовать возвращение Нансена: «памятный день в жизни многих молодых норвежцев», — вспоминал позже Амундсен.

Четыре года спустя Нансен поднял планку, чтобы достичь Северного полюса ближе, чем кто-либо прежде. Вместе с одним из его спутников они отправились на лыжах и собачьих упряжках на север, достигнув рекордных 86°13'6” северной широты, что составляет расстояние около 365 километров от полюса.

После изнурительного путешествия обратно на юг Нансен и его спутник не смогли найти корабль, как они ожидали, так как он уплыл, дрейфуя вместе с ледяным покровом, в котором он был заперт. Поэтому они построили каменную хижину, где зимовали на мясе добытых медведей и моржей , а затем, с приходом весны, продолжили свой путь на юг. Чудесной иронией судьбы их спасла британская полярная экспедиция, проплывавшая неподалеку.

Подготовка к экспедиции Амундсена

Вдохновленный достижениями Франклина и Нансена, Амундсен очень рано решил стать полярным исследователем, и  его желание постепенно превратилось в честолюбие, граничащее с навязчивой идеей . Его меньше, чем де Жерлаша и Кука, интересовала научная сторона его исследовательских экспедиций, и гораздо больше он жаждал славы, которая могла его постичь.

Амундсен прошел изнурительную физическую и умственную подготовку, исключая все другие аспекты своей жизни, включая образование и личную жизнь. Всю зиму он спал с открытым окном, чтобы приучить свое тело к холоду , и совершал регулярные походы в горы, окружающие Кристианиа-фьорд. Желая улучшить свои навыки бега по пересеченной местности и проверить пределы своих способностей, Амундсен и его брат Леон отправились в январе 1896 года в экспедицию через страшный Хардангервидд.

Следующим шагом Амундсена на его пути было получение опыта в море, чтобы однажды он мог сам возглавить полярную экспедицию. С этой целью он присоединился к экипажу кораблей «Магдалена» и «Ясон» в летней экспедиции тюленей в Арктике. Именно после этого плавания в норвежский порт Сандефьорд в июле 1896 г. юноша впервые увидел «Бельгику», которая еще там же переделывалась для подготовки ее к антарктической миссии.

Поклонение Нептуну

Путь Амундсена к покорению Антарктиды был намечен гораздо раньше, методично разработан и спланирован до мельчайших деталей. Одного он не мог предвидеть, потому что не подготовился к жаре в тропиках, которая стала невыносимой, когда Бельгика вошла в экваториальный пояс тишины.

Амундсен был одним из тринадцати человек, никогда прежде не пересекавших экватор. 6 октября, по морскому обычаю, должна была состояться церемония посвящения всех, кто впервые оказался по ту сторону длиннейшей параллели. Основные моменты церемонии остаются прежними и включают в себя допрос Нептуна, бога морей, и некоторую форму ритуального унижения. «В десять часов вечера, — писал Амундсен, — мы пересекли экватор под аккомпанемент выстрела пробок из-под шампанского».

Часть экипажа на борту «Бельгики»
Часть экипажа на борту «Бельгики»

22 октября шел дождь, когда гора под названием Сахарная голова соскользнула с правого борта «Бельгики». Проливной дождь закрыл большую часть залива Гуанабара и огромный город Рио-де-Жанейро от глаз моряков, подорвав праздничный эффект, на который надеялся де Жерлаш. Он знал, что это был первый за много лет бельгийский корабль, зашедший в этот порт. Тем не менее их заметили.

Несмотря на бурные времена в бразильской политике на рубеже веков, бельгийское присутствие в заливе Гуанабара стало событием национального масштаба. Громко встречаемые на каждом шагу, при постоянном присутствии журналистов, следивших за всеми их перемещениями, участники экспедиции проводили вечера, упиваясь и угощаясь с утра.

Романтическое приключение

Бельгийская антарктическая экспедиция была одета в одежду научной миссии , но по сути была романтическим приключением. Де Жерлаш организовал ее, потому что пустое место внизу карты притягивало его, как магнит.

Пустота, которую ученые на борту Belgica обещали заполнить фактами и данными, была заполнена фантазиями и выдумками. Человеческое понимание неизвестной и неизведанной Антарктиды из-за отсутствия других вариантов было сформировано литературой , такой как научно-фантастическая фантастика, созданная Жюлем Верном. Будучи мальчиками де Жерлаш и подчиненные ему офицеры, читали его книги.

-4

В 1870 году был опубликован роман « 20 000 лье под водой» , в котором Жюль Верн описал Южный полюс как скалу, выступающую из бескрайнего ледяного моря, под которой «Наутилус» мог беспрепятственно пройти. До 1897 года, когда Бельгика вышла из порта, знания об Антарктиде оставались в основном такими же ! Никто не мог однозначно и категорически отрицать обширное и детальное видение Верна.

Самый южный континент — пока он действительно был континентом, а не ледяным островом в океане — оставался таким же загадочным, как и любое другое место, которое любил изображать Верн: недра Земли, глубины океана или поверхность Луны.