*из пьесы Виктора Гюго "Торквемада".
Его имя стало нарицательным для фанатичной жестокости, а все, что он делал во имя защиты религии, было огромным грехом с точки зрения общечеловеческой морали.
Тома́с де Торквема́да, или Торкема́да (исп. Tomás de Torquemada; 1420 — 16.09.1498) — является основателем испанской инквизиции, и первым великим инквизитором Испании.
Родился Торквемада в семье священника и с детства отличался тягой к учебе. Затем вступил в монашеский орден доминиканцев, где также зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны.
Наслышанная о набожном монахе инфанта Изабелла Кастильская пожелала, чтобы Торквемада стал ее духовником, на что тот с готовностью согласился. С той поры он значительно влиял на жизнь королевского двора. Воспитывая в Изабелле фанатичную веру и нетерпимость к еретикам, он способствовал ее браку с Фердинандом (наследником Арагонского престола), что положило начало объединению и христианизации Испании.
В 1483 году получив титул Великого инквизитора, он возглавил испанский католический трибунал.
Суд инквизиции мог приговорить к публичному отречению, штрафу, тюремному заключению и, в крайнем случае, применялось сожжение на костре. Сожжение обычно ассоциируется с аутодафе - торжественным оглашением инквизицией приговора и его последующим исполнением. Ассоциация закономерна, ведь другие виды наказания, как правило, не обставлялись так торжественно.
Торквемада создал подробные инструкции о том, как выявить еретика и каким образом пытать его, чтобы получить признание. Также он прославился тем, что намного чаще, нежели инквизиторы других стран применял "крайнюю меру" в виде сожжения. Историки расходятся во мнениях относительно количества его жертв, а архивы утрачены, поэтому число отправленных на костер колеблется от 2 000 до 8 000 человек. Иногда сожжение было символичным: если осужденный успевал бежать до ареста (или же не доживал до казни), в костре сжигали чучело символизирующее еретика.
Инквизиция судила всех неугодных без оглядки на социальный статус и прочие регалии. После казни имущество осужденного подлежало конфискации в пользу инквизиции, что очень стимулировало к поиску новых закоренелых еретиков.
Известно, что даже Папа Римский Сикст IV осуждал чрезмерно жестокие методы испанской инквизиции. Впрочем, это осуждение никакого влияния на действия Великого инквизитора не оказало.
Преследованию в основном подвергались крещенные евреи - мараны (их обвиняли в тайной приверженности иудейской вере), а также мусульмане, принявшие христианство - мориски (их обвиняли в тайной приверженности исламу). Тому были не только религиозные, но и политические причины – объединение страны и искоренение неугодных.
В 1492 г. Торквемада убедил испанских королей Фердинанда и Изабеллу принудить евреев сменить веру или выслать их из страны. Сначала создавались специальные закрытые кварталы для проживания иноверцев, получившие впоследствии название "гетто". Для жителей гетто повышались налоги и вводились социальные ограничения с целью принуждения их сменить веру. Территорию гетто не разрешалось расширять, а вот население их росло, поэтому перенаселенные кварталы становились грязными и тесными. Со временем определение "гетто" стало характерно для районов заселенных городской беднотой.
В итоге в 1492 году был подписан Альгамбрский декрет согласно которому евреи должны были в течение трех месяцев либо принять католическую веру, либо покинуть страну. Не крестившиеся или не уехавшие лишались защиты закона. Евреи бежали в другие страны, либо же становились католиками.
Торквемада постоянно опасался за свою жизнь.
Известно, что он держал у себя на столе рог носорога с целью обнаружения и нейтрализации ядов. В те времена считалось, что средство надежное. При передвижении по стране инквизитора сопровождала вооруженная охрана в количестве 200 пехотинцев и не менее 50 всадников. Без телохранителя Торквемада не выходил даже из своей кельи.
Внешне хмурый, с фанатичным блеском в глазах, часто постящийся и совершающий ночные бдения в молитвах, Торквемада всегда был беспощаден не только к еретикам, но и к самому себе. Он был жесток и не обладал и толикой христианского милосердия. Не сохранилось ни одного его научного труда или заметок. Ему было чуждо самовыражение – у него была вера.
Торквемада отметился как противник печатного слова, видя в книгах главным образом ересь. Еретические книги сжигались на кострах, равно как и сами еретеки. Так были уничтожены многочисленные еврейские и арабские книги, также как и прочие книги не относящиеся к католической литературе.
Все его страхи за собственную жизнь оказались напрасными - он умер естественной смертью в весьма почтенном возрасте.
Благодарю за прочтение!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк и подписаться (если не подписаны)!
Рекомендую другие статьи: