Найти тему
Институт ИПО

На деловом: как общаться с коллегами, подчинёнными и руководителями?

Оглавление

Знания о том, как вести деловое общение, необходимы любому человеку: в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда без Вы не обойтись. В таком случае важно быть наготове, чтобы не натворить лишних проблем. В статье затронем стандартные случаи использования делового стиля, обозначим ряд базовых принципов, посоветуем некоторые приемчики для эффективного общения.

Что есть деловое общение?

Часто бывает так, что общение существует ради самого факта общения: нам хочется с кем-то поболтать, разбавить рутину дня, впроброс кинуть пару словечек, пока пересеклись. Но не в случае делового общения. Он выступает лишь в качестве инструмента для достижения поставленной цели: договориться о совершении сделки, пройти собеседование на работу, представить отчет по проделанной работе. 3 принципа, согласно которым должны строиться любые деловые переговоры:

  • Признание чужих точек зрения (какие бы они для Вас не казались странными);
  • Равенство участников (даже если Вам под 60, а собеседнику только стукнуло 18)
  • Обмен опытом между участниками общения

Не важно, в какой из форм происходит общение: начальника с подчинёнными, коллег между собой или подчинённого с начальником – все эти 3 принципа соблюдаются в любом случае.

Взаимоотношения внутри коллектива структурно сложны. Помимо коллективного отношения, общего мнения «толпы», есть и межличностные отношения. Каждый человек, в первую очередь – самодостаточная личность. Со своими задачами на работе, целями по жизни и набором потребностей. И часто для работы в коллективе приходится преподносить на жертвенный алтарь свои цели, чтобы наладить простой контакт с людьми, и идти вместе к цели коллектива. Начальству ещё сложнее – оно должно выстроить работу в таком разноплановом коллективе. Даже ему приходится подстраиваться под запросы подчинённых.

Помимо того, чтобы помнить и использовать эти правила, важно грамотно, логично и последовательно излагать мысли. Согласитесь: если понятно, о чём идёт речь, гораздо приятнее и проще выстраивать отношения с собеседником. Образуется благоприятный психологический климат, где Вы остаётесь в выигрыше.

Простые приёмы для делового общения.

Вербальные и невербальные приёмы помогут в том, чтобы выстроить правильную почву для дальнейших действий. Начнём с вербальных (слова) приёмов:

  • Обязательно обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству (если он не попросил называть по-другому).
  • Не забывайте про комплименты. Хорошо вкинутая в начале разговора «отлично выглядите» сразу расположит к более позитивной атмосфере.
  • Сформулируйте заранее план речи/выступления. Постарайтесь вложить всё в 10 минут, когда внимание слушающего максимальное, а информация легко запоминается.
  • Демонстрируйте, что предмет разговора Вам интересен на протяжении всего разговора. Даже если это не так. Главное, не переборщите с наигранностью.
  • Давайте собеседнику время «на подумать». Какими бы гениями мы ни были, нужно время переварить и усвоить информацию. Это сыграет в положительном ключе для Вас – вы не забываете о комфорте собеседника. Особенно если дадите возможность задавать вопросы.

Теперь к невербальным (мимика, жесты) приёмам:

  • Не ловите мух по сторонам и не считайте птиц за окнами. Держите зрительный контакт с собеседником, чтобы не казаться странным.
  • Следите за выражением лица. Сдерживайте жестикуляцию. Не нужно корчить рожицы на серьёзных переговорах.
  • Не забывайте улыбаться. Ведь «от улыбки станет всем светлее, от улыбки в небе радуга проснётся».
  • Контролируйте эмоции. Если хочется сильно поругаться на собеседника, или что-то случилось во время переговоров – лучше выпустите эмоции вне рамок встречи.

Важно различать честные приёмы, которые мы описали выше, и обыкновенные манипуляции, что вызывают у нормального собеседника раздражение. Большинство манипуляций взывают к эмоциям, чувствам человека: апелляция на авторитет, возраст, социальный статус, профессионализм, гендер, жалость; увод разговора от основной темы и прочее. Они нарушают один из базовых принципов, описанных выше – равенство участников разговора. Поэтому такие приёмы недопустимы. Например:

Исходя из моего опыта, Вам бы лучше согласиться на наше предложение. Лучше Вы точно не найдёте.

Глава для глав.

В двух формах делового общения фигурирует руководитель как действующее лицо. Не просто так одной из приоритетных задач для делового общения стоит поиск методов эффективного управления командой. Руководитель, что способен соблюдать базовые правила делового общения, наполовину обеспечил себе успех в здоровых отношениях с коллективом

Несколько советов для глав, исходя из описанных наверху приёмов:

  • Не показывайте эмоций перед подчинёнными.
  • Каждый в коллективе – личность.
  • Не нарушайте дисциплину сами, и другим не давайте.

Теперь в Ваших руках настоящее оружие, способное расположить к себе коллег или бизнес-партнёров. Главное, разграничивайте деловые беседы с личными.