Найти тему
Антон Наумкин

77-й сентай (часть 1). Рождение в "Китайском инциденте"

7 июля 1937 года т.н. "инцидент на мосту Марко Поло" послужил поводом для начала второй японо-китайской войны. Хотя японское руководство не планировало ввязываться в крупномасштабную войну, но немедленно начало мобилизационное развертывание.

Японские войска на мосту Марко Поло (Лугоу) в Пекине 29 июля 1937 года.
Японские войска на мосту Марко Поло (Лугоу) в Пекине 29 июля 1937 года.

На базе 4-го хико рентай (4-й авиационный полк, одна из старейших частей Японии) на аэродроме Татиарай (остров Кюсю префектура Фукуока) был сформирован 8-й хико дайтай (авиационный батальон) в составе двух эскадрилий под командованием полковника Саса Макото. 24 июля 1937 года вооруженный бипланами Ki-10 8-й дайтай убыл на территорию Манчжурии в Мукден, а уже 28 июля перебазировался на территорию Китая на аэродром Тяньчжэнь в район разгоравшихся боевых действий.

Истребители "Тип 95" Ki-10. Эти бипланы были основным истребителем японской армии в 1937 году. Именно на таких машинах 8-й дайтай отправился на войну с Китаем.
Истребители "Тип 95" Ki-10. Эти бипланы были основным истребителем японской армии в 1937 году. Именно на таких машинах 8-й дайтай отправился на войну с Китаем.

На начальном этапе войны основная тяжесть боев с китайскими истребителями легла на морских летчиков в районе Шанхая и самолеты 8-го дайтай задействовались в основном для непосредственной поддержки войск. Не смотря на нахождение на "вторых ролях" 1 октября 1937 года при штурмовке китайского аэродрома заявили об уничтожении китайского "Хока" и легкого бомбардировщика.

Истребитель Кертис "Хок II" 28 иаэ Китая. 15 октября 1937 года не вернулись из боя один "Хок" из 28-й эскадрильи и один - из 31-й.
Истребитель Кертис "Хок II" 28 иаэ Китая. 15 октября 1937 года не вернулись из боя один "Хок" из 28-й эскадрильи и один - из 31-й.

15 октября 1937 года летчики 8-го дайтай заявили от уничтожении еще двух истребителей "Хок III" в районе Синьсян, 30 октября - многоцелевого O2U "Корсар".

В ноябре 1937 года командиром 8-го дайтай был назначен полковник Такедо Соджиро.

Китайский бомбардировщик O2U "Корсар" (Vought V-92C).
Китайский бомбардировщик O2U "Корсар" (Vought V-92C).

Упорное сопротивление китайцев требовало дальнейшего наращивания сил в центральном Китае и в конце декабря 1937 года 8-й дайтай был переброшен в район Нанкина. Японское командование рассчитывало добить оставшуюся китайскую авиацию, но в этот момент в небе появились советские самолеты, по сравнению с которыми Ki-10 выглядели откровенно устаревшими.

Сравнение максимальной скорости Ki-10 с основными "конкурентами" и оппонентами во время боевых действий в Китае в 1937-1939 гг.
Сравнение максимальной скорости Ki-10 с основными "конкурентами" и оппонентами во время боевых действий в Китае в 1937-1939 гг.

8-й дайтай продолжал использоваться для прикрытия аэродромов и поддержки войск. В этой роли летчики 8-го дайтай претендуют на перехват и уничтожение 10 марта 1938 года в районе Нанкина трех бомбардировщиков СБ, нашими источниками эти потери не подтверждаются (на минуточку у СБ максимальная скорость больше, чем Ki-10 на 50 км/ч).

СБ-2М-100 действовавший весной 1938 года в центральном Китае. Вероятно именно с такими самолетами вели бои Ki-10 8-го дайтай.
СБ-2М-100 действовавший весной 1938 года в центральном Китае. Вероятно именно с такими самолетами вели бои Ki-10 8-го дайтай.

14 марта 1938 года в районе Уху один бомбардировщик СБ был подтверждено сбит. Летчик лейтенант Павел Васильевич Муравьев и штурман лейтенант Иван Николаевич Кущенко погибли. Летевший за стрелка воентехник 2-го ранга Михаил Андреевич Домнин выпрыгнул с парашютом и был пленен.

Воентехник 2-го ранга Домнин М.А. в японском плену в 1938 году. Стал первым советским советником, попавшим в руки японцев. Японские спецслужбы долго "работали" с Домниным, пытаясь уяснить масштабы советского участия в конфликте. Согласно книг советского времени был расстрелян, однако это не так. Его пытались обменять в 1939 году после завершения боев на Халхин-Голе, но удалось освободить только 17 августа 1945 года. Оба победителя нашего СБ не пережили войну: капитан Нисикава Киёси погиб 16 июля 1938 года в районе Нанкина, сержант Хидесима Масао погиб 4 января 1945 года уже в звании лейтенанта в бою с американскими P-51 "Мустанг".
Воентехник 2-го ранга Домнин М.А. в японском плену в 1938 году. Стал первым советским советником, попавшим в руки японцев. Японские спецслужбы долго "работали" с Домниным, пытаясь уяснить масштабы советского участия в конфликте. Согласно книг советского времени был расстрелян, однако это не так. Его пытались обменять в 1939 году после завершения боев на Халхин-Голе, но удалось освободить только 17 августа 1945 года. Оба победителя нашего СБ не пережили войну: капитан Нисикава Киёси погиб 16 июля 1938 года в районе Нанкина, сержант Хидесима Масао погиб 4 января 1945 года уже в звании лейтенанта в бою с американскими P-51 "Мустанг".

11 мая 1938 года в результате штурмовки аэродрома в районе Банань (пригород Чунцина) летчики 8-й дайтай заявили об уничтожении пяти заходивших на посадку китайских самолетов и еще пяти - на земле.

31 июля 1938 года, в рамках реорганизации армейской авиации Японии, из состава 8-го дайтай была выведена часть подразделений обеспечения и добавлена еще одна авиационная эскадрилья. После переформирования часть стала 77-м сентай. С этого момента машины полка получили свою эмблему в виде стилизованных семерок.

Ki-10 77-го сентай в небе Китая. Художник H.Kaiko
Ki-10 77-го сентай в небе Китая. Художник H.Kaiko

21 августа 1938 года на своих устаревших самолетах летчики 77-го сентай добились значимого успеха, заявив об уничтожении при налете на аэродром китайского 12-го тренировочного отряда в районе Ханькоу (современный Ухань) восьми китайских самолетов при потере своего одного. Подтверждено уничтожение самолета И-16 командира китайской 24-й эскадрильи, пытавшего взлететь на перехват с находившегося под ударом аэродрома и два бывших воздухе учебных биплана AVRO, явно не соперников вообще никаким истребителям. Возможно было уничтожено или повреждено еще несколько китайских самолетов.

Лейтенант Это Тойоки у своего Ki-10. В бою 21 августа 1938 года сбил китайских два самолета, но и его самолет был сбит. Совершил вынужденную посадку в реку Янцы, откуда был спасен летающей лодкой. В 1942 году в составе 77-го сентай воевал в Бирме, в 1943 году стал инструктором летной школы. В 1944 году вернулся в Бирму на должность командира 64-го сентай. В апреле 1945 года вернулся в Японию где встретил конец войны на Ki-100 в должности командира эскадрильи 111-го сентай с 12-ю подтвержденными и четырьмя вероятными победами.
Лейтенант Это Тойоки у своего Ki-10. В бою 21 августа 1938 года сбил китайских два самолета, но и его самолет был сбит. Совершил вынужденную посадку в реку Янцы, откуда был спасен летающей лодкой. В 1942 году в составе 77-го сентай воевал в Бирме, в 1943 году стал инструктором летной школы. В 1944 году вернулся в Бирму на должность командира 64-го сентай. В апреле 1945 года вернулся в Японию где встретил конец войны на Ki-100 в должности командира эскадрильи 111-го сентай с 12-ю подтвержденными и четырьмя вероятными победами.

6 октября 1938 года летчики 77-го сентая заявили о перехвате и уничтожении еще двух бомбардировщиков СБ. В дальнейшем встреч в воздухе с противником не было.

Продолжая участвовать в поддержке наземных войск несколько самолетов и летчиков были потеряны в результате огня с земли или аварий.

1 сентября 1939 года в Европе началась Вторая мировая война существенно обострившая обстановку в мире. И.В.Сталин принял решение сократить объемы военной помощи Китаю, сосредоточив основные усилия в Европе, американская помощь пока поступала в мизерных объемах и для сохранения остатков матчасти китайская авиация была отведена в глубину страны.

Боевой путь 77-го сентай в Японо-Китайской войне.
Боевой путь 77-го сентай в Японо-Китайской войне.

Пользуясь снижением противодействия противника в воздухе, а также рассчитывая возможность начала боевых действий против Советского Союза командование японской армии отвело часть авиационных подразделений на восстановление боеспособности и переформирование. В их числе в октябре 1939 года 77-й сентай возвращен в Манчжурию и перевооружен на Ki-27. Два следующих года полк прикрывал границу с СССР.

Командир 77-го сентай с ноября 1939 года по июль 1941 года майор Кавахара Хачиро (справа) и его заместитель капитан Эяма Муцо. Подполковник Эяма Муцо погиб в 1945 году на Филиппинах в должности командира 13-й авиационной бригады.
Командир 77-го сентай с ноября 1939 года по июль 1941 года майор Кавахара Хачиро (справа) и его заместитель капитан Эяма Муцо. Подполковник Эяма Муцо погиб в 1945 году на Филиппинах в должности командира 13-й авиационной бригады.

Источники:

Richard L. Dunn. Double Lucky? The Campaigns of the 77th Hiko Sentai // 2005. URL: http://www.warbirdforum.com

Ikuhiko Hata, Yashuho Izawa, Christopher Shores. Japanese Army Fighter Aces: 1931-45. Stackpole Books, 2012. – 368 p. – (Stackpole Military History Series).

Иван Холмских B. Истребитель "Каваскаки" Ки-10 // Арсенал-коллекция. – 2016. – №1(43) – С. 34–44.

Håkans Aviation page - Biplane Fighter Aces from the Second World War (dalnet.se) URL: http://surfcity.kund.dalnet.se/index.html

Материалы сети "Интернет".

Часть 2 - Бирманская кампания

Часть 3 - Гибель в "зеленом аду" Новой Гвинеи