7 июля 1937 года т.н. "инцидент на мосту Марко Поло" послужил поводом для начала второй японо-китайской войны. Хотя японское руководство не планировало ввязываться в крупномасштабную войну, но немедленно начало мобилизационное развертывание.
На базе 4-го хико рентай (4-й авиационный полк, одна из старейших частей Японии) на аэродроме Татиарай (остров Кюсю префектура Фукуока) был сформирован 8-й хико дайтай (авиационный батальон) в составе двух эскадрилий под командованием полковника Саса Макото. 24 июля 1937 года вооруженный бипланами Ki-10 8-й дайтай убыл на территорию Манчжурии в Мукден, а уже 28 июля перебазировался на территорию Китая на аэродром Тяньчжэнь в район разгоравшихся боевых действий.
На начальном этапе войны основная тяжесть боев с китайскими истребителями легла на морских летчиков в районе Шанхая и самолеты 8-го дайтай задействовались в основном для непосредственной поддержки войск. Не смотря на нахождение на "вторых ролях" 1 октября 1937 года при штурмовке китайского аэродрома заявили об уничтожении китайского "Хока" и легкого бомбардировщика.
15 октября 1937 года летчики 8-го дайтай заявили от уничтожении еще двух истребителей "Хок III" в районе Синьсян, 30 октября - многоцелевого O2U "Корсар".
В ноябре 1937 года командиром 8-го дайтай был назначен полковник Такедо Соджиро.
Упорное сопротивление китайцев требовало дальнейшего наращивания сил в центральном Китае и в конце декабря 1937 года 8-й дайтай был переброшен в район Нанкина. Японское командование рассчитывало добить оставшуюся китайскую авиацию, но в этот момент в небе появились советские самолеты, по сравнению с которыми Ki-10 выглядели откровенно устаревшими.
8-й дайтай продолжал использоваться для прикрытия аэродромов и поддержки войск. В этой роли летчики 8-го дайтай претендуют на перехват и уничтожение 10 марта 1938 года в районе Нанкина трех бомбардировщиков СБ, нашими источниками эти потери не подтверждаются (на минуточку у СБ максимальная скорость больше, чем Ki-10 на 50 км/ч).
14 марта 1938 года в районе Уху один бомбардировщик СБ был подтверждено сбит. Летчик лейтенант Павел Васильевич Муравьев и штурман лейтенант Иван Николаевич Кущенко погибли. Летевший за стрелка воентехник 2-го ранга Михаил Андреевич Домнин выпрыгнул с парашютом и был пленен.
11 мая 1938 года в результате штурмовки аэродрома в районе Банань (пригород Чунцина) летчики 8-й дайтай заявили об уничтожении пяти заходивших на посадку китайских самолетов и еще пяти - на земле.
31 июля 1938 года, в рамках реорганизации армейской авиации Японии, из состава 8-го дайтай была выведена часть подразделений обеспечения и добавлена еще одна авиационная эскадрилья. После переформирования часть стала 77-м сентай. С этого момента машины полка получили свою эмблему в виде стилизованных семерок.
21 августа 1938 года на своих устаревших самолетах летчики 77-го сентай добились значимого успеха, заявив об уничтожении при налете на аэродром китайского 12-го тренировочного отряда в районе Ханькоу (современный Ухань) восьми китайских самолетов при потере своего одного. Подтверждено уничтожение самолета И-16 командира китайской 24-й эскадрильи, пытавшего взлететь на перехват с находившегося под ударом аэродрома и два бывших воздухе учебных биплана AVRO, явно не соперников вообще никаким истребителям. Возможно было уничтожено или повреждено еще несколько китайских самолетов.
6 октября 1938 года летчики 77-го сентая заявили о перехвате и уничтожении еще двух бомбардировщиков СБ. В дальнейшем встреч в воздухе с противником не было.
Продолжая участвовать в поддержке наземных войск несколько самолетов и летчиков были потеряны в результате огня с земли или аварий.
1 сентября 1939 года в Европе началась Вторая мировая война существенно обострившая обстановку в мире. И.В.Сталин принял решение сократить объемы военной помощи Китаю, сосредоточив основные усилия в Европе, американская помощь пока поступала в мизерных объемах и для сохранения остатков матчасти китайская авиация была отведена в глубину страны.
Пользуясь снижением противодействия противника в воздухе, а также рассчитывая возможность начала боевых действий против Советского Союза командование японской армии отвело часть авиационных подразделений на восстановление боеспособности и переформирование. В их числе в октябре 1939 года 77-й сентай возвращен в Манчжурию и перевооружен на Ki-27. Два следующих года полк прикрывал границу с СССР.
Источники:
Richard L. Dunn. Double Lucky? The Campaigns of the 77th Hiko Sentai // 2005. URL: http://www.warbirdforum.com
Ikuhiko Hata, Yashuho Izawa, Christopher Shores. Japanese Army Fighter Aces: 1931-45. Stackpole Books, 2012. – 368 p. – (Stackpole Military History Series).
Иван Холмских B. Истребитель "Каваскаки" Ки-10 // Арсенал-коллекция. – 2016. – №1(43) – С. 34–44.
Håkans Aviation page - Biplane Fighter Aces from the Second World War (dalnet.se) URL: http://surfcity.kund.dalnet.se/index.html
Материалы сети "Интернет".