Мои поиски работы длятся уже 6 месяцев. Прямо активные такие поиски - около 3х месяцев. За это время я успела примерить на себя десятки ярких ролей. Как? Ну это когда тебе отвечает интересный работодатель и вы договариваетесь на созвон, а пока ты ждешь звонка, уже мечтаешь о том, как будешь работать в этой компании, достигнешь там самых высотных высот. Так я “поработала” за лето на руководящих должностях в Ялте, Сочи, на Алтае, в Калининграде, Самаре, Нижнем Новгороде и Казани. Вам смешно? Мне тоже. Но мы же девочки такие девочки. Это также, как ты только познакомилась с парнем, а уже знаешь когда у вас свадьба и имя ваших троих детей. Вот то же самое и с работой. Только ты видишь его - великий шанс на горизонте, всё…. унесло в прекрасное далёко. Поэтому делаем глубокий вдох, выдох, выходим из себя из-за очередного отказа, а потом заходим в себя обратно. Примерно через 50 раз вы получаете бесценный опыт, как после такого совсем ненадолго выходить из себя и так же быстро заходить обратно.
Собственно, сегодня я хочу рассказать про интересные собеседования и не очень. А еще про то, как научиться не чувствовать себя унылой мягкой кучкой после провальной встречи с потенциальным работодателем. Уж поверьте, опыт у меня в этом деле есть. За плечами 6 абсолютно разных мест работ, соответственно 6 периодов поиска нового места с кардинально-разными вводными по опытно-практической и эмоциональной части. Ремарки ради - со всех своих работ я уходила исключительно по своему желанию и доброй воле, и только с хорошими рекомендациями. Приступим по порядку:
Стадия амбициозного новичка и стадия принятия жесткой реальности.
Да все мы там были. Когда ты выходишь из университета полный надежд и ожиданий. Если ты учился хорошо, прямо как я, то ты думаешь что и дальше всё будет примерно также. Но всем амбициям в этом возрасте предстоит встретиться с одним большим булыжником - отсутствие опыта работы. У меня он кстати был, подрабатывала на летних каникулах в школе и ездила по программе обмена в Америку, но скажу вам честно, это никак не сказалось на моих первоначальных поисках. По факту, практически все мои сокурсники были равны на этапе поиска первой работы. И тогда со мной случилось первое собеседование в банк, и тогда я поняла что может тебя выделить среди таких же новичков как ты.
На разговоре с HR нас было несколько таких, только что выпустившихся птенчиков. Все с дипломами маркетологов. У кого красный, и кого синий…. на это не смотрели. Но из всех, предпочтение в разговоре отдавали мне, ибо: у меня уже было подтвержденное доп.образование дизайнера и я умела работать с графическими редакторами (как-то повезло, что в старших классах школы предложили поучаствовать в эксперименте и обучаться в “Школьном университете ТУСУР”. Так что с 9 по 11 класс у меня была усиленная информатика, изучение редакторов, и всё это даже с экзаменами и зачетной книжкой), также цеплялись и за опыт работы в Америке (с позиции того, что знаю англ.язык). Как видите, двигали вперед тут чисто HardSkills. Вот это и был единственный плюс. Во всем остальном предлагали самую минимальную зарплату, которой даже на съем комнаты в общежитии не хватит. Обойти пришлось не мало мест в городе, тогда скайп-собеседования еще и не практиковались. Везде были отказы и просто понимание того, что надо хоть с чего-то начать. Так я распрощалась с мечтой стартовать в маркетинге, хоть ему и училась, и устроилась грубенько говоря в колл-центр.
Компания была хорошая, неплохо заботилась о сотрудниках, хоть и напрягал этот “типично американский подход” в менеджменте и применение инструментов, далеких от реалий российского рынка. Но уж на сколько это было не моё - обзвон холодной базы. Никакие алгоритмы по отработке возражений не помогали ибо я жесткий правдолюб и “с человеком надо по человечески, а не по коммерчески”.
Просто в рабочей рутине я как-то помогла одному из линейных руководителей с презентацией в PowerPoint не придавая этому значения. А позже она ушла в другую компанию где требовался помощник руководителя маркетинга. Она порекомендовала меня и я сходила на собеседование. Это был огромный старый завод. Но я не из тех, кто мыслил молодежными шаблонами “фу, завод это отстой”. Я решила ухватиться за этот шанс наконец-то поработать маркетологом, да еще и на огромном производстве.
Совет:
Если есть хоть какой-то шанс на стадии “зеленого новичка” устроиться по специальности - берите его не раздумывая. Поизучайте какие типы собеседований бывают и как отвечать на шаблонные вопросы (правда-матка практически никогда не работает на собеседосе). Заранее лучше смиритесь, что дошик в студенчестве был еще гастрономическим шедевром ибо минимальные зарплаты иногда и до дошика не дотягивают. Тут надо просто перетерпеть минимум пол года и главное впитывать всё как губка. Особенно впитывайте правила делопроизводства: что такое служебные записки, основные правила типовых договоров и их структура, что такое “закрывашки” к договорам, кто имеет право подписи в компании, правила ведения деловой переписки. Именно эти навыки пожалуй создают вашу основу на первом этапе.
Тогда, лично я не знала как проходить собеседования, как побороть волнение, как правильно преподносить себя… Тогда я просто следовала по наитию. Естественно наступала на кучу “граблей”.
Грабли первого порядка:
Никогда не ходите на собеседование в полосатых резиновых сапогах, даже если на улице ливень. Вас запомнят, но точно не возьмут на работу.
Обязательно изучите что такое “стрессовое собеседование” и умейте его распознавать, иначе море слёз на выходе обеспечено.
Если работодатель спрашивает ваш знак зодиака - это знак свыше. Такие боссы впоследствии наиболее эмпатичны и отдают предпочтение SoftSkills. (При устройстве на завод у меня именно это и спросили. Тут можно смеяться…. громко).
Стадия гребли (это когда гребешь из всех сил, лишь бы не потонуть).
Первые несколько лет ты учишься всему. Как правильно коммуницировать с отделами, как правильно вести документооборот, набираешься профессиональных навыков. Всё в новинку, всё важно, всё нужно. Есть шанс съездить в командировку или на выставку - тяни руку выше всех. Заодно научишься сдавать командировочные отчеты, авансовые отчеты и т.п. в бухгалтерию.
И вот ты уже сознательный птенчик готовый взять от жизни большего. В моем случае я просто уже использовала весь “ресурс” и поработала во всех направлениях которые только возможны в “заводском” маркетинге. На выставках была и сама же организовывала участие в них, полиграфией занималась, с поставщиками работала, маркетинговые исследования проводила, СММ и наполнение сайта прошла, фотосессии продукции устраивала… И я решила увольняться второй раз в жизни ибо дальше развиваться хочется, а тут уже потолок жмет. Но сначала надо найти работу. Вот тут то и был самый жесткий период собеседований. Когда у тебя уже есть база навыков по профессии, есть небольшой опыт и ты впервые в жизни пытаешься взять планку выше по з/п.
В тот период передо мной стояла жесткая цель - сменить работу. И почему-то именно при средне-статистическом резюме “новичка в профессии” тебя чаще всего хотят “нагнуть”. Сам ты уже понимаешь, что чего-то стоишь, и хочется уже куда больше минимальной з/п ибо первоначальный опыт и знания есть. Но именно с этими показателями любой компании удобнее всего брать людей на рядовые должности с максимально-низкими з/п, ведь ты уже не полный "0" и учить хотя бы основам тебя не нужно, ты в это время как “тесто” из которого можно лепить всё что угодно. Все прекрасно понимают, что на этом этапе человек наиболее мобилен и в принципе идет на кучу уступок, взамен увеличения з/п на условные 5 тысяч рублей. И именно тогда работодателю удобнее всего тыкать в лицо фразой “ну это у вас всего 1 место работы по профилю, а у нас другой товар/рынок/специфика”.
Тогда мне казалось, что я проходила самые стрессовые собеседования в своей жизни. Ибо тут начались вечные “не тот опыт, не те знания, а вдруг вы не справитесь в нашим продуктом”. Казалось, что я во всём “не та и не там где надо”. Сейчас, адекватно оценивая этот опыт спустя много лет, я понимаю что слишком сильно принимала к сердцу, как грица. Казалось, что я просто гребу на одном месте и этому нет конца. Тогда же со мной и случилось самое жесткое стрессовое собеседование (месяц спустя я поняла что это не собеседование было стрессовым, а кадровик со специфическим чувством юмора). На этом собеседовании кадровик позволял себе странные шутки, совершенно уходящие от рабочих тем. Было много сарказма, каких-то неуместных подколок. И это очень морально давило, учитывая стандартный страх и волнение. Смешно, но именно в это место меня и пригласили в итоге работать. И я очень долго сомневалась именно из-за того, что после этого собеседования я рыдала дня два и кажется неделю была готова не выходить из дома клеймя себя “унылой никчемной какашкой”.
Что было дальше - дальше было жёстко. Примерно как операция без анестезии.
Совет:
Если ты на хороших счетах с главбухом и начальником экономического отдела, то уже +150 к твоему персональному “вайбу”. Кем бы ты не работал, всегда, ВСЕГДА сдавай отчетность в эти отделы в идеальном виде. Учись, проси примеры. Заручиться поддержкой этих двух “мастодонтов” в любой компании стоит много. Если работаешь с поставщиками товаров/услуг, возьми и сам заведи себе реестр в Экселе и отмечай все входящие через тебя договора, сканируй каждую бумажку в договорной работе, обязательно заноси в реестр когда прошли платежи по договору и отдал ли закрывающие доки в бухгалтерию. Уверяю - при уходе из компании за такой реестр тебя любой бухгалтер расцелует. А если еще и в эту табличку будешь заносить количество и стоимость товаров по договору, то тебя еще скорее всего расцелует отдел снабжения и новый сотрудник на твоё место. Бумажная работа это скучно, но без порядка в своих бумажках ты быстрее застрянешь в трясине текущих дел. Погугли что такое СМК (система менеджмента качества) и пойми как это важно.
Грабли второго порядка:
Если люди на собеседовании ведут себя странно - беги прочь. С 90% вероятностью, весь коллектив будет странным и работать там не комфортно. Пожалейте свою психику. Просто поверьте мне на слово, что если уже на стадии собеседоса линейный руководитель и HR не внушают вам доверия, то и дальше этого доверия не будет.
Помни, что должностная инструкция - святой документ. Без лишней скромности кидайся ей в тех, кто хочет скинуть на тебя свою работу. Один раз “прогнешься”, дальше на тебя просто сядут и ты будешь делать чужую работу постоянно. В итоге этот функционал перетечет в твою должность на века и будет передаваться по наследству при твоем увольнении. Себя не жалеешь, пожалей того, кто будет после тебя работать.
Если тестовое задание от компании требует примерно 5-6 часов непрерывной работы с подключением различных инструментов (в моем случае много инструментов маркетингового анализа), то не выполняй. Либо проси такое же задание не по профилю компании. Ибо в таких случаях 100% твоё задание станет частью отчета какого нибудь рядового сотрудника. И оно призвано не изучить твои способности, а просто внедрить твою работу в практику компании. Поэтому если уж тебя и просят провести краткий анализ рынка велосипедов при устройстве на работу в велосипедную компанию, скажи что с радостью продемонстрируешь свои навыки на кратком исследовании рынка вермишели.
Стадия “ёжик на пеньке” (я сильный, я сильный… но легкий)
Следующее место работы стоило называть одной фразой - “ Я прошла Афганскую войну”. Пришлось столкнуться с множеством проблем, разгребая недоделки и брошенную на пол пути работу прошлого сотрудника. Отношения в коллективе были похожи на змеиное логово. Отношение руководства к сотрудникам….. Кхм, ну что вам сказать. Те кто проработал там больше месяца и мог сдержать слезы после ора благим матом на совещании, тот молодец. Тот чуть ли не дембель. Про слезы я серьезно. У руководства это было нормой общения и из туалета можно было слышать всхлипы и слёзы примерно каждый час. Причем как из мужского туалета, так и из женского. Ибо самые слабые выходили уже в слезах из кабинета директора, а самые сильные могли сдержаться и выплакаться в туалете после.
Почему я там работала практически 2 года? Потому что это был самый большой агрохолдинг в регионе, потому что я всё также шла за опытом и считала что в таком месте я его точно получу. Зарплата была средней, но удалось в процессе работы получить прибавку за доп. функционал. По факту, именно там я была самым бестолковым маркетологом за всю свою жизнь, у которого рабочий день состоял на 80% из бумажной волокиты и бухгалтерии. В общем я ждала, ждала реальных маркетинговых задач, и не дождалась. Да и нервы были на пределе. Я уже даже не хотела держаться за неплохую з/п. Лишь бы на меня больше никогда не орали благим матом просто так, на ровном месте.
Анекдот про ёжика помните?
Стоит ежик на пеньке, орет на весь лес:
- Я - СИЛЬНЫЙ! Смотрите, какие у меня мускулы! Я - СИЛЬНЫЙ!
Вдруг дует ветер, ежика сбивает с пенька в кучу дерьма.
- Я - СИЛЬНЫЙ! но легкий.
Поиски работы снова в позиции ON. Ощущения от собственного резюме что я не убиваемая. Ведь после последней работы можно хоть в горящую точку скидывать, без парашюта. Стрессоустойчивость уровня боженьки. Но тут на рынке труда случился какой-то коллапс и кризис. Вакансий было очень мало. За пол года я прошла примерно 3-4 собеседования, не больше. Зато именно этот период у меня оказался самым плодотворным на доп.обучение и я с большим удовольствием после работы шла домой, садилась за компьютер и проходила кучу различных бесплатных вебинаров и интенсивов по маркетингу. Я выработала стратегию, что если опыта недостаточно, то добью это новыми знаниями.
Каким-то чудом меня пригласила на собеседование очень хорошая компания. И каким-то чудом я впервые получила удовольствие от разговора с сотрудниками на всех этапах собеседования. Да, волновалась, но выходила всегда с чувством легкости и собственной ценности. Вакансия была не оперативная, на декретную позицию, и у компании было время поискать людей. У меня же просто “кипело” и я хотела уйти с прошлый работы как можно скорее. Тут я применила впервые тактику “хватай, а то конкуренты заберут”. Спустя 3 недели без обратной связи от работодателя после собеседования (которое прошло хорошо и мне сказали что с наибольшей долей вероятности меня чуть позже пригласят на следующий этап), я написала самостоятельно в компанию и спросила мол ну чего, когда…. а то у меня есть еще несколько предложений в подвешенном состоянии, а вы мне очень понравились. Сработало. В течении пары дней я прошла еще один этап и меня приняли. Вдох-выдох-облегчение. Впереди кажется совершенно новый мир, да еще и с более хорошей з/п чем была ранее.
Совет:
На вопрос о з/п на прошлом месте работы, смело прибавляй +10/15 тысяч рублей. Это нормально. Любой работодатель хочет получить сотрудника по меньшей цене. Скажешь честно сколько было - столько же и заплатят. Не отражено в бумагах? скажи что это было доп.премирование. Это такая стандартная ложь во благо, без которой просто невозможно взять планку выше. Хотя если ты чувствуешь отличную коммуникацию и понимание с кадровиком, а также видишь что за тебя “зацепились”, то скажи правду о прошлой з/п, но с уточнением - “я перехожу на новое место всегда только с повышением з/п, так как это для меня внутренний показатель роста”.
Грабли третьего порядка:
Если на собеседовании от тебя требуют странных навыков, не относящихся к твоей зоне ответственности - беги. Меня так однажды спросили. Вернее не спросили, а просто тыкнули этим в лицо “В смысле вы не можете писать сайты, если модерировали их????”. Ну то есть понимаете да…. писать сайты это про IT, модерировать сайты (добавлять на них новости, карточки товаров и т.п.) это про маркетинг. И это опять про вечную экономию на сотрудниках, которые работают как человек-оркестр. Либо про прошлого сотрудника, который имел навык программирования и на него хорошо “присели”, а дальше этот функционал пошел по наследству.
Если кадровика раздражает твой звонок с просьбой сориентировать по местонахождению офиса (а это часто бывает, когда собеседуешься в новой районе и страдаешь топографическим кретинизмом), то наверное тоже лучше беги. В этом нет ничего странного - не найти с первого раза дверь абсолютно неизвестной компании. И если этот вопрос выводит кадровика из себя, то твой приход в 90% вероятностью его также выводит из себя. Опыт показал, что вероятность трудоустройства в компании с таким “началом” минимальна именно из-за предвзятости HR.
Продолжение и ситуация "в моменте" в новой публикации через неделю.
P/S Всё вышесказанное ни капельки не претендует на экспертность. Это всего-навсего опыт одного человека. 15.08.22
#поиск_работы #путь_маркетолога #блог_дорогой_человек #саморефлексия #опыт_одного_человека