Пожалуй, ни одно музыкальное произведение не является более переломным в истории музыки, чем Третья симфония Бетховена. Революционное произведение, вызванное как личным кризисом, так и политическими потрясениями.
После того, как Французская революция 1789 года свергла самую могущественную монархию в Европе, многие - в том числе и Бетховен - стали надеяться на появление более свободного, более эгалитарного общества(общество с равными правами).
Последующие войны и террор поставили под угрозу эти надежды, и Европа ждала героя, который предотвратит революцию. К 1803 году, когда Бетховен написал свою Третью симфонию, этот герой, казалось, появился: им был Наполеон Бонапарт.
Политический кризис, окружавший Бетховена, усугублялся собственным: на протяжении многих лет Бетховен постепенно терял слух, который в конце концов сделал его полностью глухим. В 1802 году Бетховен продолжал боролся с этой страшной судьбой.
Он писал:
"Но каким унижением для меня было, когда кто-то, стоящий рядом со мной, слышал вдали флейту, а я ничего не слышал, или кто-то слышал пение пастуха, а я снова ничего не слышал. Такие случаи доводили меня почти до отчаяния, еще немного, и я бы покончил с жизнью. От этого меня удерживает только мое искусство".
Бетховен решил пойти "иным путем" в своей музыке, стремясь создать нечто симфоническое равноценное между гомеровским эпосом и Наполеоном в качестве темы. Музыка должна была быть полна сырых, диких диссонансов и ритмов, которые могли бы выразить эпическую борьбу. После завершения работы Бетховен отвезет симфонию во Францию.
Музыка
Подобно "Илиаде" Гомера, первая часть начинается в разгар битвы двумя взрывными аккордами. После этого призыва "взять оружие" виолончели интонируют главную партию. Их глубокое, насыщенное звучание придает побочной партии мужественный характер, наводя на мысль, что речь идет о герое.
Оркестр мечется от одного диссонанса к другому, достигая кульминации в тяжком крике. После паузы у гобоев появляется новая тема. В конце концов, музыка затихает, пока тема рожка не вернется к героической, и вновь появляются другие основные партии.
После репризы, музыка постепенно достигает крещендо, и героическая тема возвращается с триумфом.
Вторая часть - напоминание о страшной цене войны. Созданная по образцу похоронных маршей, написанных в революционной Франции, она начинается с тихой мелодии для струнных. Музыка выражает сильную скорбь и героическую память о погибших, нарастая до напряженной кульминации.
Оживление появляется в третьей части: "деревенская" мелодия гобоя передается от инструмента к инструменту, словно шепотом, пока весь оркестр наконец не произносит ее вслух. В контрастной средней части звучит трио охотничьих рожков.
Финал тоже начинается с музыкальной шутки: грандиозный фуршет приводит к басовой линии, которую Бетховен взял из "Творений Прометея", его балета 1801 года о титане. Таким образом, финал олицетворяет мирные дела героя.
Богатое воображение Бетховена проявляется в полной мере, когда он прописывает басовую линию в серии вариаций, кульминацией которых становится медленный гимн. Начиная с гобоя, все больше и больше инструментов подхватывают тему, пока все не исполнят его вместе. Возможно, так Бетховен представляет себе гармоничное, творческое общество, живущее в мире.
Никогда не встречай своих героев
К маю 1804 года Бетховен с нетерпением ждал переезда во Францию, но одно событие нарушило его планы. Ученик Бетховена Фердинанд Рис рассказывал:
"На самом верху титульного листа [симфонии] стояло слово "Буонапарте"... Я первым сообщил ему новость о том, что Бонапарт объявил себя императором.
После этих новостей Бетховен впал в ярость и закричал:
"Так он тоже не более чем обычный человек. Теперь он также будет попирать ногами все права человека и потворствовать только своему честолюбию; он поставит себя выше всех и станет тираном".
Бетховен подошел к столу, взял титульный лист, разорвал его пополам и бросил на пол. К слову, Бетховен был известен еще и как ярый гуманист с обширными знаниями в истории и литературе(его наставником был Кристиан Нефе), в следствии чего, он всегда вставал на защиту прав человека.
Герой "Героической"
В 1806 году Третья симфония была опубликована, на титульном листе которой было написано следующее: "Героическая симфония, в честь памяти великого человека".
В конце концов, не Наполеон, а личная борьба Бетховена - особенно с потерей слуха - послужила окончательным вдохновением для создания этого революционного произведения. Хотя, это и не было его намерением, многие считают, что Бетховен сам является истинным героем этой "Героической" симфонии.
#музыка #история #бетховен #симфония #наполеонбонапарт #композиторы