Найти тему

Музыкальная революция: истиный герой Третьей симфонии Бетховена - не Наполеон

Оглавление
«Бонапарт на перевале Сен-Бернар», художник Жак Луи Давид (1801)
«Бонапарт на перевале Сен-Бернар», художник Жак Луи Давид (1801)

Пожалуй, ни одно музыкальное произведение не является более переломным в истории музыки, чем Третья симфония Бетховена. Революционное произведение, вызванное как личным кризисом, так и политическими потрясениями.

После того, как Французская революция 1789 года свергла самую могущественную монархию в Европе, многие - в том числе и Бетховен - стали надеяться на появление более свободного, более эгалитарного общества(общество с равными правами).

Французская революция 1789 года. Анонимный художник из Северной Италии. Около 1789-1790 гг.
Французская революция 1789 года. Анонимный художник из Северной Италии. Около 1789-1790 гг.

Последующие войны и террор поставили под угрозу эти надежды, и Европа ждала героя, который предотвратит революцию. К 1803 году, когда Бетховен написал свою Третью симфонию, этот герой, казалось, появился: им был Наполеон Бонапарт.

Политический кризис, окружавший Бетховена, усугублялся собственным: на протяжении многих лет Бетховен постепенно терял слух, который в конце концов сделал его полностью глухим. В 1802 году Бетховен продолжал боролся с этой страшной судьбой.

Он писал:

"Но каким унижением для меня было, когда кто-то, стоящий рядом со мной, слышал вдали флейту, а я ничего не слышал, или кто-то слышал пение пастуха, а я снова ничего не слышал. Такие случаи доводили меня почти до отчаяния, еще немного, и я бы покончил с жизнью. От этого меня удерживает только мое искусство".

Джозеф Мелер - Людвиг ван Бетховен, около 1804-1805 гг.
Джозеф Мелер - Людвиг ван Бетховен, около 1804-1805 гг.

Бетховен решил пойти "иным путем" в своей музыке, стремясь создать нечто симфоническое равноценное между гомеровским эпосом и Наполеоном в качестве темы. Музыка должна была быть полна сырых, диких диссонансов и ритмов, которые могли бы выразить эпическую борьбу. После завершения работы Бетховен отвезет симфонию во Францию.

Музыка

Portrait of Ludwig van Beethoven (1803)  Christian Horneman
Portrait of Ludwig van Beethoven (1803) Christian Horneman

Подобно "Илиаде" Гомера, первая часть начинается в разгар битвы двумя взрывными аккордами. После этого призыва "взять оружие" виолончели интонируют главную партию. Их глубокое, насыщенное звучание придает побочной партии мужественный характер, наводя на мысль, что речь идет о герое.

Оркестр мечется от одного диссонанса к другому, достигая кульминации в тяжком крике. После паузы у гобоев появляется новая тема. В конце концов, музыка затихает, пока тема рожка не вернется к героической, и вновь появляются другие основные партии.

После репризы, музыка постепенно достигает крещендо, и героическая тема возвращается с триумфом.

Наброски "Героической симфонии" из "Книги эскизов" Бетховена(1802-1803). Музей Музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва.
Наброски "Героической симфонии" из "Книги эскизов" Бетховена(1802-1803). Музей Музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва.

Вторая часть - напоминание о страшной цене войны. Созданная по образцу похоронных маршей, написанных в революционной Франции, она начинается с тихой мелодии для струнных. Музыка выражает сильную скорбь и героическую память о погибших, нарастая до напряженной кульминации.

Оживление появляется в третьей части: "деревенская" мелодия гобоя передается от инструмента к инструменту, словно шепотом, пока весь оркестр наконец не произносит ее вслух. В контрастной средней части звучит трио охотничьих рожков.

Финал тоже начинается с музыкальной шутки: грандиозный фуршет приводит к басовой линии, которую Бетховен взял из "Творений Прометея", его балета 1801 года о титане. Таким образом, финал олицетворяет мирные дела героя.

Богатое воображение Бетховена проявляется в полной мере, когда он прописывает басовую линию в серии вариаций, кульминацией которых становится медленный гимн. Начиная с гобоя, все больше и больше инструментов подхватывают тему, пока все не исполнят его вместе. Возможно, так Бетховен представляет себе гармоничное, творческое общество, живущее в мире.

Никогда не встречай своих героев

Фердинанд Рис вспоминал, что Бетховен вырвал титульный лист "Героической" симфонии, на этом сохранившемся титульном листе видно, что Бетховен выцарапал посвящение Бонапарту(Фрагмент титульного листа)
Фердинанд Рис вспоминал, что Бетховен вырвал титульный лист "Героической" симфонии, на этом сохранившемся титульном листе видно, что Бетховен выцарапал посвящение Бонапарту(Фрагмент титульного листа)

К маю 1804 года Бетховен с нетерпением ждал переезда во Францию, но одно событие нарушило его планы. Ученик Бетховена Фердинанд Рис рассказывал:

"На самом верху титульного листа [симфонии] стояло слово "Буонапарте"... Я первым сообщил ему новость о том, что Бонапарт объявил себя императором.

После этих новостей Бетховен впал в ярость и закричал:

"Так он тоже не более чем обычный человек. Теперь он также будет попирать ногами все права человека и потворствовать только своему честолюбию; он поставит себя выше всех и станет тираном".

Бетховен подошел к столу, взял титульный лист, разорвал его пополам и бросил на пол. К слову, Бетховен был известен еще и как ярый гуманист с обширными знаниями в истории и литературе(его наставником был Кристиан Нефе), в следствии чего, он всегда вставал на защиту прав человека.

Герой "Героической"

Бетховен дирижирует квартетом. Автор неизвестен
Бетховен дирижирует квартетом. Автор неизвестен

В 1806 году Третья симфония была опубликована, на титульном листе которой было написано следующее: "Героическая симфония, в честь памяти великого человека".

В конце концов, не Наполеон, а личная борьба Бетховена - особенно с потерей слуха - послужила окончательным вдохновением для создания этого революционного произведения. Хотя, это и не было его намерением, многие считают, что Бетховен сам является истинным героем этой "Героической" симфонии.

#музыка #история #бетховен #симфония #наполеонбонапарт #композиторы