Найти в Дзене
Шпаргалка по миру

Брусничный морок

Деревушка Бережки стояла возле старого сухого речного русла. Еще сто лет назад случился страшный паводок, когда много дней кряду с неба лил дождь. Река Инка тогда разлилась на много верст вокруг и превратила лес и поля в океан с деревьями. Тучи разошлись, солнце глянуло на землю, и вода начала уходить. Только быстротечная Инка побежала не по старому ложу, а проложила себе новую дорогу среди травянистого луга. Вырывала траву и кусты с корнями, прогрызала земную твердь, устраивая себе новую постель на долгие века. Семья, что жила на иссохшем берегу, сначала огорчилась такому повороту, поскольку у них небольшая мельница у воды стояла и все окрестные поселенцы свое зерно к ним по осени везли, в муку перемалывать. С этого был хороший доход. Кто-то мясом расплачивался, кто-то шкурами и медом, а многие и само зерно отсыпали. Муку на ярмарке в Корнееве мельники с выгодой продавали. Принял тогда глава семьи решение — разбирать свою мельницу и к новому руслу строптивой Инки по бревнышку перетаск

Деревушка Бережки стояла возле старого сухого речного русла. Еще сто лет назад случился страшный паводок, когда много дней кряду с неба лил дождь. Река Инка тогда разлилась на много верст вокруг и превратила лес и поля в океан с деревьями.

Тучи разошлись, солнце глянуло на землю, и вода начала уходить. Только быстротечная Инка побежала не по старому ложу, а проложила себе новую дорогу среди травянистого луга. Вырывала траву и кусты с корнями, прогрызала земную твердь, устраивая себе новую постель на долгие века.

Семья, что жила на иссохшем берегу, сначала огорчилась такому повороту, поскольку у них небольшая мельница у воды стояла и все окрестные поселенцы свое зерно к ним по осени везли, в муку перемалывать. С этого был хороший доход. Кто-то мясом расплачивался, кто-то шкурами и медом, а многие и само зерно отсыпали. Муку на ярмарке в Корнееве мельники с выгодой продавали.

Принял тогда глава семьи решение — разбирать свою мельницу и к новому руслу строптивой Инки по бревнышку перетаскивать. Сказано-сделано. Когда нижние венцы крепили, решили щели глиной пробить, а за ней далеко ходить приходилось. Вокруг земля жирная черноземная, а в лесах да на глубине песок.

Решили мужики в прежнем русле Инки покопаться, авось повезет. И не подвел авось. Под тонким слоем плодородного ила обнаружилась такая глина, что ей не стены обмазывать, а тонкую посуду для князя делать не стыдно. При сушке и обжиге не трескалась. Слух о находке пошел по округе, стали мастеровитые гончары к мельникам подтягиваться, избы неподалеку ставить. Потом семья кузнецов горн с мехами в новой кузне раздувать начала. Кожевенник с женой и детками приехал, бортник с тремя ульями пчел…

За десяток лет разросся двор одной семьи до размеров деревни в три десятка домов. Не особо думая стали звать новую деревню Бережки. Годы шли.

Все поселенцы со своим наследным ремеслом богато живут, на пожогах репища и огороды сажают. Животины в хозяйствах много. И на ярмарке бережковцев всегда ждут, особенно их посуду. За прошедшие сто лет слава о гончарах из Бережков и их тонкой и красивой посуде далеко разошлась.

Нынче в Бережках решили устроить народное гулянье. Всего неделю назад деревья выпустили молодые весенние листочки, а вчера ночью пришла первая гроза с громом и молниями. Все знают: первая гроза на молодую листву — к богатому урожаю. Сейчас незамужние девушки пекли по домам калачи и пряники, чтобы вечером в жертвенный костер бросить — в подарок богине плодородия Юке. Если она примет подношение, то на празднике летнего солнцестояния придет свататься хороший жених, и в семье родиться много здоровых деток.

Женихов в деревне хватало, только не на всех. Лет двадцать назад деревенские бабы дружно взялись девок рожать, и так почти пять лет одних невест на белый свет поставляли. Редко мальчишки появлялись. Девчоночки теперь повыросли, заневестились… А парней кот наплакал. Хорошо с десяток лет назад две семьи в Бережки перебрались, а у тех аж шестеро пацанят разновозрастных было: трое Ждановичей — по батюшке Ждану, и трое Ракитичей — Ракита-плотника сыновья. Теперь мальчишки в женихов завидных выросли. Не раз уже девки из-за них косы друг другу драли. Теперь на праздники в Бережки съезжались парни из соседних селений: сыновья умелых охотников-рыболовов и разных мастеровых людей. Девки пекли угощение с запасом — после подношения богине нужно женихов вкусным печевом приманивать…

Велена достала из печки деревянную лопату, на которой исходили жаром десяток румяных медовых крендельков и обернулась к матери:

— Смотри, какие славные получились.

— Ты их еще сверху медом смажь и маком присыпь, — посоветовала Улима, — да следующие в печь суй, пока горячая.

Улима была матерью трех дочерей, из которых Велена была старшей, на выданье. Две другие тоже уже подросли, но пока старшая не замужем, младшим о женихах даже думать не нужно. Хорошо, хоть четвертый мальчонка родился, а то они с мужем Малуном уже отчаялись сынка завести.

— Не волнуйся, я еще полено в топку подкинула, — отозвалась дочь, — жара надолго хватит.

— Главное, чтобы крендельков на всех хватило, — не успокаивалась мать, — Гордане с Демирой всей семьей стряпать сегодня помогают. Решили всех женихов приманить. Я слышала даже старую Звану позвали, чтобы она над тестом слова приворотные читала.

— Ну так же нечестно, — всплеснула руками Велена, — они всех парней околдуют, ведьмины отродья.

Продолжение следует…

Читайте на канале:

Тепло для утопленника (Мистический рассказ)

Мертвый бригадир

Болотная гибель