Вся представленная информация - личное мнение авторов, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
После публикации Минфином предварительной оценки исполнения федерального бюджета за январь-июль 2022 года можно проанализировать влияние ненефтегазовых статей на исполнение доходной части.
Плановый размер доходов федерального бюджета на 2022 год составляет 25 трлн руб. из которых 9,5 трлн руб. (38%) – нефтегазовые доходы. Из оставшихся 15,5 трлн руб. наиболее значимыми являются поступления от НДС: внутренний – 5,3 трлн руб. (21%) и импортный – 3,7 трлн руб. (15%). План по налогу на прибыль составляет 1,4 трлн руб. (6%). Будем использовать предварительные оценки Минфина, а также данные Росказны и портала ГИС «Электронный бюджет».
Внутренний НДС демонстрирует волатильность: мартовский всплеск и последующий апрельский спад можно объяснить покупкой товаров впрок с последующим расходованием запасов. Майское восстановление соответствует возвращению покупателей после апрельской паузы. Динамика летних месяцев может быть связана с периодом отпусков.
Тем не менее план по внутреннему НДС по итогам семи месяцев выполнен на 65% (3,4 трлн руб. при плане 5,3 трлн руб.), но значительные колебания данного показателя говорят о сохранении рисков по годовому исполнению.
Импортный НДС демонстрирует меньшие колебания, но о восстановлении говорить преждевременно. По итогам января-июля выполнение составило 48% от плана (1,8 трлн руб. при плане 3,7 трлн руб.), что ставит под сомнение вероятность исполнения по итогам года.
Налог на прибыль также волатилен, что можно связать с периодом трансформации экономики (соответствует информации по отдельным отраслям). За семь месяцев 2022 года поступления составили 72% от плана (1 трлн руб. при плане 1,4 трлн руб.), что является неплохим показателем. Сохранение ежемесячных отчислений на уровнях июля может позволить достичь годовой цифры.
При неизменной динамике в части рассмотренных статей можно оценить недовыполнение плана по доходам на величину около 1,5 трлн руб., что повышает зависимость бюджета от нефтегазовых доходов и увеличивает риски, связанные со снижением стоимости нефти.
Доступные оперативные данные портала ГИС «Электронный бюджет» показывают, что плановые расходы федерального бюджета в 2022 году повысились с 23,7 трлн руб. до 27,4 трлн руб. По состоянию на 11 августа доходы с начала года составили 15,7 трлн руб. против 16,4 трлн руб. расходов (дефицит 0,7 трлн руб.).
Можно ожидать, что ликвидная часть ФНБ способна покрыть дефицит этого года, но наибольшая неопределенность связана с бюджетом в 2023 и 2024 годах. Отсутствие крупных международных инвесторов на российском рынке делает непростой задачу финансирования дефицита за счет новых выпусков ОФЗ. Инфляционные риски ограничивают возможности предоставления средств за счет денежной эмиссии. Ослабление рубля также несет риски инфляции.
Активный период процесса формирования бюджета на следующий год приближается, будем внимательно следить за официальной информацией.
Ставьте лайк, если интересно продолжение, и не забывайте подписываться на канал.
Свежие публикации и актуальная информация в телеграм-канале SilenceAndMoney
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.
#деньги #финансы #экономика #рубль #бюджет #инвестиции