Найти тему

«Думский» модерн для придворного портного

Петербургская архитектурная карьера Сергея Григорьевича Гингера началась в 1902-м. К этому времени 33-летний выпускник Рижского политехникума уже имел приличный опыт практической работы, но столица явно сулила более серьезные перспективы и возможности. Тем более там уже прочно обосновались трое из пяти братьев Гингеров…

 

Конечно, на весьма конкурентном строительном рынке Петербурга того времени, простого опыта работы в провинции было маловато. Даже если это был опыт работы «на Ротшильдов». Нужны были связи и умение достаточно свободно ориентироваться в современной «архитектурной моде». Думается именно по этим причинам первые работы Гингера на новом месте были выполнены по заказам состоятельных представителей местной еврейской диаспоры и выполнены в стилистике модерна с характерными чертами его «северной версии». Дом на Шпалерной – яркий тому пример.

 

Владельцем этого участка и заказчиком строительства нового дома в 1907-м был Арон Абрамович Каплун – в ту пору фактический глава большого, очень известного и состоятельного еврейского семейства. Его отец, портной из Митавы, обосновался в Петербурге еще в 1853-м. К моменту его кончины в 1904-м торговый дом «А.Каплун и сын» имел очень известную мастерскую и магазин готового мужского платья на Невском проспекте, был поставщиком императорского двора и его годовые обороты превышали 200 тысяч рублей. При этом, бизнес семейства уже не ограничивался только этим. Каплунам принадлежала собственная кондитерская фабрика и изрядное количество доходной недвижимости. Только Арон Абрамович владел пятью доходными домами. Инвестиции в недвижимость на Шпалерной были весьма расчетливым шагом. С 1906-го буквально в двух шагах от этого места в Таврическом дворце обосновалась Государственная дума. Служащие этого нового учреждения, да и собственно депутаты, конечно нуждались в удобном и близко расположенном жилье. В конечном итоге интуиция Каплуна не подвела…

 

Приглашение для разработки и реализации этого проекта еще совсем мало известного Гингера со стороны Арона Абрамовича было определенным риском. И вот тут думаю важную роль играли рекомендации старших братьев Сергея Григорьевича - Теодора и Михаила – уже известных в диаспоре финансистов. Впрочем и слово самого старшего – Самсона, бывшего известным медиком, могло быть серьезным подспорьем, для семейства известного своей благотворительной деятельностью. Кроме того, конкретные примеры аналогичных работ Гингер уже мог продемонстрировать и просить о ходатайстве заказчиков. Стоит сказать и о том, что к моменту переезда в Петербург Сергей Григорьевич сменил вероисповедание и перешел в лютеранство, но тогда это была довольно распространенная и вполне оправданная практика, связанная с «чертой оседлости» и уже мало кого смущавшая. 

 

Самое интересное, что в тот период Сергей Григорьевич разработал для таких заказов своеобразный «типовой проект» в модерновой стилистике предусматривавший весьма схожие общие планировки, которые адаптировались в зависимости от границ участка и, естественно, от пожеланий заказчиков. Вроде уже знакомое решение фасада, компоновка внутреннего пространства, просторный холл парадной, лестничные марши, витражи, но вот декор и детали…В данном случае допустим Гингер использовал интересный дверной тамбур и довольно редкий рисунок лестничных ограждений.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Фасад явно апеллировал к северному модерну, но без каких либо декоративных излишеств.

-10

Все эти «мелочи» придавали проекту своеобразную оригинальность, выглядели стильно и, надо думать, запросам потенциальных арендаторов полностью соответствовали. Дом этот, похоже, обеспечил владельцам стабильный и высокий доход и оставался собственностью Каплунов вплоть до самой революции (Сам Арон Абрамович скончался в 1914-м, ему был 51 год). .

 

Вообще, стоит сказать, что Сергей Григорьевич всегда умудрялся в своих проектах удивительным образом сочетать интересы и вкусы всех «заинтересованных сторон» используя подчас довольно неожиданные решения «совмещавшие» необарокко и модерн, «римскую» классику и эклектику и т.д. и т.п. Впрочем, надо отдать должное, его первые работы отнюдь не проигрывали этому «буйству форм» своим выдержанным стилистическим единством, хотя в плане «размаха и масштаба» до наиболее известных гингеровских проектов им было довольно далеко. Но вкусы вообще тема «скользкая»….

 

Такая вот история.