Петербургская архитектурная карьера Сергея Григорьевича Гингера началась в 1902-м. К этому времени 33-летний выпускник Рижского политехникума уже имел приличный опыт практической работы, но столица явно сулила более серьезные перспективы и возможности. Тем более там уже прочно обосновались трое из пяти братьев Гингеров…
Конечно, на весьма конкурентном строительном рынке Петербурга того времени, простого опыта работы в провинции было маловато. Даже если это был опыт работы «на Ротшильдов». Нужны были связи и умение достаточно свободно ориентироваться в современной «архитектурной моде». Думается именно по этим причинам первые работы Гингера на новом месте были выполнены по заказам состоятельных представителей местной еврейской диаспоры и выполнены в стилистике модерна с характерными чертами его «северной версии». Дом на Шпалерной – яркий тому пример.
Владельцем этого участка и заказчиком строительства нового дома в 1907-м был Арон Абрамович Каплун – в ту пору фактический глава большого, очень известного и состоятельного еврейского семейства. Его отец, портной из Митавы, обосновался в Петербурге еще в 1853-м. К моменту его кончины в 1904-м торговый дом «А.Каплун и сын» имел очень известную мастерскую и магазин готового мужского платья на Невском проспекте, был поставщиком императорского двора и его годовые обороты превышали 200 тысяч рублей. При этом, бизнес семейства уже не ограничивался только этим. Каплунам принадлежала собственная кондитерская фабрика и изрядное количество доходной недвижимости. Только Арон Абрамович владел пятью доходными домами. Инвестиции в недвижимость на Шпалерной были весьма расчетливым шагом. С 1906-го буквально в двух шагах от этого места в Таврическом дворце обосновалась Государственная дума. Служащие этого нового учреждения, да и собственно депутаты, конечно нуждались в удобном и близко расположенном жилье. В конечном итоге интуиция Каплуна не подвела…
Приглашение для разработки и реализации этого проекта еще совсем мало известного Гингера со стороны Арона Абрамовича было определенным риском. И вот тут думаю важную роль играли рекомендации старших братьев Сергея Григорьевича - Теодора и Михаила – уже известных в диаспоре финансистов. Впрочем и слово самого старшего – Самсона, бывшего известным медиком, могло быть серьезным подспорьем, для семейства известного своей благотворительной деятельностью. Кроме того, конкретные примеры аналогичных работ Гингер уже мог продемонстрировать и просить о ходатайстве заказчиков. Стоит сказать и о том, что к моменту переезда в Петербург Сергей Григорьевич сменил вероисповедание и перешел в лютеранство, но тогда это была довольно распространенная и вполне оправданная практика, связанная с «чертой оседлости» и уже мало кого смущавшая.
Самое интересное, что в тот период Сергей Григорьевич разработал для таких заказов своеобразный «типовой проект» в модерновой стилистике предусматривавший весьма схожие общие планировки, которые адаптировались в зависимости от границ участка и, естественно, от пожеланий заказчиков. Вроде уже знакомое решение фасада, компоновка внутреннего пространства, просторный холл парадной, лестничные марши, витражи, но вот декор и детали…В данном случае допустим Гингер использовал интересный дверной тамбур и довольно редкий рисунок лестничных ограждений.
Фасад явно апеллировал к северному модерну, но без каких либо декоративных излишеств.
Все эти «мелочи» придавали проекту своеобразную оригинальность, выглядели стильно и, надо думать, запросам потенциальных арендаторов полностью соответствовали. Дом этот, похоже, обеспечил владельцам стабильный и высокий доход и оставался собственностью Каплунов вплоть до самой революции (Сам Арон Абрамович скончался в 1914-м, ему был 51 год). .
Вообще, стоит сказать, что Сергей Григорьевич всегда умудрялся в своих проектах удивительным образом сочетать интересы и вкусы всех «заинтересованных сторон» используя подчас довольно неожиданные решения «совмещавшие» необарокко и модерн, «римскую» классику и эклектику и т.д. и т.п. Впрочем, надо отдать должное, его первые работы отнюдь не проигрывали этому «буйству форм» своим выдержанным стилистическим единством, хотя в плане «размаха и масштаба» до наиболее известных гингеровских проектов им было довольно далеко. Но вкусы вообще тема «скользкая»….
Такая вот история.