Я не возьмусь судить, является ли благом для нижегородцев появление нового храма на Автозаводе, но определенное число заинтересованных в его существовании найдется.
В сегодняшних условиях расширение сети приходов выглядит как естественный процесс, в котором заинтересовано государство. Но что лежит в основе этого процесса – реальные потребности прихожан или некие представления о том, что не только утраченные церкви должны возрождаться на прежних местах, но и должны появляться новые – там, где они никогда не предполагались?
Горьковский автозавод создавался фактически на пустом месте. Если бы это происходило не при советской власти, то рабочие сами бы озаботились строительством церкви, но в 30-е годы взгляд на религию был совершенно иной. Появился не только завод, но и микрорайон с перпендикулярными улицами: проспект Бусыгина, улицы Дьяконова, Пермякова, Дружаева... В советское время городу хватало всего трех храмов. Все желающие попасть в церковь автозаводцы ездили в Карповку, которая находится не очень далеко.
Небезынтересен и вопрос об источнике финансирования строительства – это сама митрополия выделила деньги, или же спонсоры, которые сейчас появляются в большом числе в надежде замолить свои грехи, вольные или невольные прегрешения перед всевышним, отстегивая от своих доходов?
Периодически интересы Нижегородской митрополии наталкиваются на интересы экозащитников, которые выступают достаточно успешно против строительства часовен и храмов на территории парков и скверов. При этом стоит отметить, что у притязаний РПЦ в таких случаях зачастую есть основания – многие скверы, в том числе на улице Родионова, размещены на территории бывших кладбищ, а кладбища исторически как правило, появлялись как раз рядом с храмами.
Я рад, что здание Нижегородской консерватории отказались передавать митрополии, а сквер Свердлова, несмотря на то, что он носит имя цареубийцы, все-таки остался сквериком, а не митрополичьим садиком.
При этом мне совершенно понятно решение о строительстве мечети на улице Марата – это попытка восстановить некую справедливость – в 30-е годы была снесена обветшалая мечеть на территории Нижегородской ярмарки.
Виктор Лысов, политолог