Как родители-педагоги влияют на своих детей? И при чем тут наркология?
Анализируя анамнез и жизненные обстоятельства своих пациентов, однажды мы заметили среди них одну очень специфичную группу: дети педагогов.
Значит ли это, что дети всех педагогов становятся зависимыми от алкоголя или наркотиков? Вовсе нет.
Но, поразмыслив над случаями наших пациентов, мы выделили несколько типичных ошибок, которые совершали их родители-педагоги. Впрочем, эти вещи могут быть актуальны и для любых других родителей.
Итак, наш ТОП-4:
- Давление долженствований. «Ты должен…» а дальше подставьте сами: учиться на пятерки, заниматься в секции, вести себя хорошо, быть примером для других, уважать старших, мыть посуду и т.д. Казалось бы, что плохого в этих требованиях? А то, что это и есть требования. Без права на ошибку. Без права иметь права, которые обычно следуют за обязанностями.
- Тотальный контроль. «Ты сделал уроки? А посуду помыл? С кем ты пойдешь гулять? А куда пойдете? Возьми телефон, я буду звонить! И чтоб вернулся вовремя!» И – без стука в комнату. А еще досмотр рюкзака и карманов. Доверие? Не слышали о таком.
- Недостаток эмпатии. «Обеспечен, сыт, к лучшему репетитору пристроен – что ему еще нужно?». Если бы ребенок был роботом – то ничего. Но люди – существа живые, с психологическими и духовными потребностями. Принятие, любовь, забота, поддержка, сочувствие – все это важно для каждого из нас и особенно для ребенка, который еще только учится жить.
- Постоянная оценка. «Получил пятерку? Молодец! Получил тройку? Лентяй!» Иными словами, если ребенок соответствует долженствованиям – он хороший, если нет – плохой. При этом оценка дается не какому-то конкретному действию, а личности в целом. Не «ты вчера плохо выучил уроки», а «ты сам – плохой».
В педагогическом процессе все это допустимо. Ученик должен выполнить домашнее задание, должен сдерживать свои эмоции и вести себя хорошо в классе, посещать уроки по расписанию, получать оценки. Это нормально в школе.
И не нормально – в семье, куда такой же стиль общения перетаскивается в силу разных причин: выгорания, собственной психологической неграмотности, ригидных «правильных» установок (характерно для педагогов советской закалки) и т.д.
Комфортно ли человеку в семье, где постоянно указывают на его ошибки и несостоятельность? Нравится ли ему возвращаться домой, где нет ни поддержки, ни доверия? Разумеется, нет.
В этом случае ребенок будет искать необходимые принятие и поддержку вне семьи, в другой среде, часто – в среде не самой благополучной.
Кроме того, нужно что-то делать со шквалом эмоций, адекватно выражать которые в таких семьях не учат (а учат – «держать себя в руках», «не позориться»). Эти эмоции очень часто тяжелы и болезненны. От них хочется поскорее избавиться. И в ход идут доступные анестетики: алкоголь или наркотики.
А что вы думаете об этом? Чтобы мы могли увидеть ваши комментарии, подписывайтесь на канал!