#ЧестныйМаршрут. Набережная Оруджева. Дмитрий Артюхов отвечает на вопросы надымчан:
Жительница Надыма: «Я мама четверых девочек. Поддержка — одна из самых больших в стране. Я думала, что в Надымском районе земельные участки не выдаются. Когда они будут выдаваться? Второй вопрос. У нас самый большой маткапитал региональный, и мы можем потратить его на лечение или расширение жилплощади. Не предполагается ли, что его можно будет потратить на учебу?»
Губернатор: «Когда дети дорастут думаю, что от этих 500 тысяч мало что останется. Действительно, федеральные меры могут быть потрачены на образование. По российской статистике, 0,5 процента идет на это. 95 процентов — на жилье, какая-то доля — на здравоохранение. Мы действуем по такой же логике. Любая семья, как правило, нуждается в улучшении жилищных условий. Потратить их на машину или куда-то еще нельзя. Жилье — самая надежная история, которая остается с семьей навсегда. Мы стоим на этой позиции строго. Мы живем на Ямале — здесь живем, здесь надо улучшать жилищные условия. Это наш дом, надо жить в хороших условиях.
Вы реально хотите дом построить? А знаете, сколько стоит построить дом? Это внушительная сумма. 97% участков, которые мы раздали за эти годы (А это тысячи участков), не приступили к строительству. У остальных все происходит вялотекуще. Люди относятся к этому как к капиталу малоликвидному. Нет перспективного рынка. А чтобы сделать нормальный участок мы должны провести дорогу, освещение, теперь еще и газ. Это будут отозваны деньги с других направлений — с дорог, детских площадок. На подготовку участков мы потратили около 10 млрд, это 10 школ. Потом страна поняла, что масштаб необъятный и ситуация не меняется. Теперь мы делаем компенсацию, которую можно потратить на улучшение жилищных условий. Когда я вижу, что мы вложили 10 млрд, а только 3 процента воспользовались, то у меня сердце кровью обливается. Мы увели деньги от детских садов и других проектов в поля. На севере мы исходим из того, что денежная компенсация — лучшая мера.
Там, где эти участки создавались, там мы это доделаем. Но новые участки — я к этому скептически отношусь. Люди не строят».