Вся история не вымышлена, любые совпадения – неслучайны.
Дано: город-спутник Москвы, где был построен шестиэтажный многоквартирный дом из сборного железобетона. И вот на протяжении примерно пяти лет жильцы из разных квартир этого дома постоянно жаловались в управляющую компанию, что у них с потолка отваливаются куски бетона.
Не очень и большие куски, размером примерно с мобильный телефон, но от этого ситуация не становилась более приятной.
Представьте себе: вы спите, а на вас падает такой вот увесистый кусочек! Понятно, что жаловаться могли лишь те, кто получил квартиру в этом доме, а вот те, кто приобрел на свои кровные и вовсе оставался с проблемой один на один. Кто-то выходил из положения с помощью натяжных потолков, кто-то — замазывал образовавшиеся дыры цементно-песчаным раствором. Но проблема была массовой и надо было что-то делать, не ходить же всю жизнь в каске у себя дома!
Перемены начались, когда в дело вмешалась администрация города, пригласившая специалистов группы КТБ вначале в качестве изыскателей, а потом – проектировщиков.
Во время обследования (подробнее узнать об этом можно здесь) выяснилось, что куски бетона отваливаются в квартирах, расположенных на разных этажах, подъездах дома, поэтому сразу локализовать проблему не удалось.
Изучив ситуацию, наши специалисты провели анализы отвалившихся кусков бетона в собственной строительной лаборатории группы КТБ, где выяснилось, что они имеют многочисленные включения глины размером 1-2 мм.
Совместный «мозговой штурм», который мы провели с коллегами из ведущего в отрасли научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института бетона и железобетона, — НИИЖБ им. А. А. Гвоздева привел нас к мысли, что нет ничего мистического в том, что такой бетон может саморазрушаться и физика явления вполне объяснима.
Жильцы сообщили, что «камнепад» происходит в основном в межсезонье, когда отопление уже не работает, а в квартирах повышенная влажность. В этом-то весь ключ к решению загадки: глина начинает набухать, вбирать в себя влагу из атмосферы, создавая внутреннее напряжение и вуаля!
Наиболее слабый слой бетона «отщелкивается», отваливается от арматуры и оголяет ее. Соответственно, если такие явления происходят не в каждой квартире, а лишь в некоторых, значит ситуация локальная и можно решить проблему без сноса здания – нужно лишь удалить конкретные плиты перекрытий, в которые была замешана глина и заменить их на монолитные железобетонные конструкции.
Напомним, что дом-то из сборного железобетона, примерно 2005 года постройки. А это внутренние несущие стены, на которые уложены сборные железобетонные перекрытия, а снаружи закреплены по углам трехслойные наружные панели.
Казалось бы, типовое строение, но большая проблема заключается в том, что удаление из такого дома куска сборного перекрытия чревато обрушением всего здания. Поэтому работы нужно было выполнять аккуратно, внимательно, с различными охранными мероприятиями.
Когда мы разрабатывали проект (подробнее о том, как мы разрабатываем проекты, можно узнать здесь) подробно прописали в нем последовательность действий. На практике это выглядело примерно так: вначале устанавливаются специальные раскрепляющие устройства, потом выпиливаются алмазными пилами и по кусочкам удаляются дефектные сборные перекрытия, с учетом вибрации и ряда других факторов.
После чего нужно сделать специальные гнезда в стенах, куда заливался монолитный железобетон, монолитная бетонная плита и лишь по завершении всех этих манипуляций удаляются временные раскрепляющие конструкции.
Причем во время выполнения работ бетон должен был подаваться бетононасосом через окна квартир в нескольких подъездах, где была обнаружена проблема.
Разумеется, можно лишь посочувствовать жильцам квартир, в которых выполнялись работы, ведь администрации пришлось расселять сразу верхние и нижние квартиры в тех местах, где производилась замена перекрытий, после чего обитателей проблемного дома ожидал еще и полноценный косметический ремонт. Но все же это лучше, чем снос всего здания, ведь после запроектированных нами и проведенных строителями мероприятий в нем можно будет жить еще не один десяток лет.
А вот если бы здание не находилось в эксплуатации и, соответственно, не отапливалось, то подобный дефект чисто теоретически мог привести к глобальным последствиям: сильному ослаблению нижней поверхности плиты так, что арматуре уже не за что было зацепиться и к последующему обрушению этой плиты, которая «потянула» бы за собой уже все здание.
Детектив не был бы детективом, если бы мы не расследовали, как же глина оказалась в бетонной плите. А все оказалось до банального просто: наши коллеги из НИИЖБ вспомнили случай, когда много лет назад они уже сталкивались с массовой проблемой попадания глины в сборные железобетонные изделия и выявили причину.
Оказалось, на одном из московских цементных заводов, ныне уже прекратившем свое существование, недобросовестные заводчане почему-то не чистили резервуары для перевозки цемента после того, как возили в них глинистый грунт.
Наши дальнейшие исследования подтвердили, что проблемные железобетонные плиты были изготовлены именно в то время и на этом заводе, а потом использованы при строительстве указанного жилого дома.
Все хорошо, что хорошо кончается. Дом по-прежнему стоит, жильцы в нем живут и больше ничего им на голову не падает.