Найти тему
Просто гуляя по свету

Тайны старых картин. "Прекрасная Ферроньера" (часть 1) Любовь, месть и тайна гибели Франциска I

Давно я не возвращалась к циклу, рассказывающему о знаменитых картинах, так что сегодня приглашаю вас, дорогие читатели, к маленькому расследованию, где есть место любви, коварству, страшной мести и немножечко детективу. Впрочем, обо всем по порядку.

В своем рассказе о Джоконде великого Леонардо да Винчи я упоминала о пятидесяти восьми уровнях защиты полотна (цифра, разумеется, утрирована 😉). Картина расположена в гордом одиночестве на стене одного из залов в специальной нише. При малейшей тревоге сверху опускается бронебойное стекло, наглухо отрезая бесценное полотно от внешнего мира. И, как будто этого мало, перед ней находится еще широкий деревянный "прилавок" на уровне груди, не позволяющий подойти к стене. Про банальные заградительные ленточки перед жаждущими прекрасного туристами всех стран я уже не говорю.

Вот на этом фото четко видно и стекло, и нишу. Фото автора
Вот на этом фото четко видно и стекло, и нишу. Фото автора

Однако, не так далеко от зала, где выставлена Мона Лиза, практически в "коридоре" (длинной галерее, из которой ведут двери в залы, в том числе и в тот, где можно лицезреть Джоконду) можно увидеть еще одно полотно кисти гениального Леонардо. Висит оно просто на стене, и его не защищают ни пуленепробиваемые стекла, ни широкие доски, ни даже ленточки. Так что я могла рассматривать картину совершенно спокойно и столько, сколько мне хотелось. А разглядывать было интересно, ибо с картиной, как обычно в в этом моем цикле бывает, связано несколько любопытных историй.

Итак, жил-был один французский король по имени Франциск I. Дело происходило лет через 100 с лишним после привычного нам XV века, но в той же благословенной Франции. Король был как король, правда очень ему хотелось расширить свои владения за счет Италии, так что он и прославился, собственно, итальянскими войнами, да еще повышенной (и это мягко сказано) любовью к женскому полу.

Франциск I. Иллюстрация из открытых источников
Франциск I. Иллюстрация из открытых источников

В то же время в Париже жил некий адвокат по имени Жан Феррон. Его жена была совершенно обворожительна, так что ее прозвали Прекрасной Ферроньерой. По словам историка, журналиста и писателя Ги Бретона она была "изящна, соблазнительна и элегантна. У нее были длинные черные волосы, выразительные синие глаза и красивейшие в мире ноги". Понятно, что падкий на прекрасное король не мог пройти мима такого средоточия соблазнов. Так как нравы в то время были крайне свободные, а придворные наперебой уверяли ловеласа, что он сможет легко заполучить красотку уже только потому, что он король, то Франциск не особо и церемонился. Причем в буквальном смысле: приказал привезти даму во дворец и сократил букетно-конфетный период до ... одного часа.

Дама была настолько против такого "ускорения", что по словам очевидцев "одна из жил у нее на лбу лопнула". Впрочем, царствующего сластолюбца это не остановило, а мадам Феррон пришлось на следующий день спрятать кровоподтек под украшением на лбу, которое сделало ее еще прекраснее. Разумеется, сам мсье Феррон был не особо рад, что его украсили ветвистыми рогами, но сделать оба ничего не могли. И тогда адвокату пришел в голову оригинальный способ мести. Он отправился в вояж по "веселым домам" и путешествовал по ним до тех пор, пока не убедился, что дамы "с пониженной социальной ответственностью" наградили его бледной трепонемой. (Разумеется, в то время никто даже не подозревал о ее существовании, не то что о названии. 🙈)

А. Менжо. Король Франциск I и Прекрасная Ферроньера. Иллюстрация из открытых источников
А. Менжо. Король Франциск I и Прекрасная Ферроньера. Иллюстрация из открытых источников

Путем нехитрых усилий неаполитанская (интересно, что разные народы присваивали этой "веселой" хвори название соседей - французы звали ее неаполитанскою, итальянцы прозвали испанской, ну а немцы обвинили соседей - французов) болезнь перекочевала сначала к его жене, ну а потом уже и к королю. Поэтому, когда Франциск покинул этот мир, народная молва даже не сомневалась по поводу причины. Тем более, что одним из авторов истории, которую я только что рассказала, был некий врач из Юзерша по имени Луи Гюйон. Версию эту подхватили и о ней писали даже историки.

Однако, на самом деле чета Ферронов оказалась ни при чем. "Любовную чуму" Франциск подхватил задолго до своей кончины и до встречи с прекрасной женой адвоката (если она была). Его мать, Луиза Савойская, упомянула об этом в своем дневнике еще в сентябре 1512 года. Так что, несмотря на столь "романтическую" историю, тайны картины, о которой я вам рассказываю, отнюдь не в этом. А вот в чем они заключаются и как выглядит само полотно (потому что я вам, дорогие читатели, его так пока и не показала), я расскажу в следующей части. Поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы гулять по свету и по истории вместе со мной и я обязательно расскажу вам еще много интересного. А те из читателей, кому интересны мои рассказы о других полотнах из цикла "Тайны старых картин", могут найти их здесь.