В 8.59 мы уже снова стояли у подножия мемориала, вглядываясь в суровые черты парящего с птицами солдата. Днем ощущение летящего воина еще сильнее.
И тут, ровно в 9 часов зазвучали "Журавли"... Знакомое отсутствие воздуха для вздоха, музыка мягко отрезала все иные шумы, люди примолкли на некоторое время...
Оказалось, что все эти тысячи имён не выбиты в камне, как думалось ночью, а вырезаны в металле, в покрытом ржавчиной металле, местами как опаленном огнем...
Гениально выполненный мемориал, ничего лишнего. Это запомнится навсегда.
Подробнее про историю и создание мемориала
Рассказ скульптора, одного из двух авторов мемориала
Ржев
Мы исследовали его не сильно вдаваясь в подробности, потому что впечатление от мемориала было еще слишком велико. Зато посмотрели на Волгу, на прекрасные плавные берега с белоснежными церквушками. Полное умиротворение и спокойствие, утешающие душу хоть ненадолго.
Надолго не удается, ведь наша дорога - это тот самый рубеж - Ржев - Вязьма - Осташков, оборона Москвы, которая далась очень большой ценой. Каждая пядь земли несет на себе горестную печать. Каждый поворот отмечен указателями с массовыми захоронениями солдат.
Вдоль дороги то и дело попадаются щиты с информацией: Здесь стояли насмерть... Здесь погибли... Здесь расстреляны... Сотни, тысячи, десятки тысяч судьб... Мимо этого невозможно проехать равнодушно.
Подробнее о тверских молодогвардейцах
Нило-Столобенская пустынь
Не доезжая Осташкова, свернули к Ниловой пустыни. Мужской Нило-Столобенский монастырь. У меня возникла почему-то полная аналогия с Валаамом. Такое же распиаренное и полное суеты место.
Быстро прогулялись и покинули пустянь, полюбовавшись Селигером.
Не смогли только удержаться от копченой рыбки, которую и распотрошили в сосновом леске неподалеку.
Осташков
Пребывание в Осташкове началось для нас с соревнований по Селигерским рюхам. Да, это не опечатка. Это древняя командная игра - родоначальник городков, первые упоминания о которой датируются XII веком. Уникальность ее в том, что она сохранилась в том самом, первоначальном виде и только здесь.
Подробнее про Селигерские рюхи
Четверки мужичков разной степени солидности поочередно бросали огромные биты, чтобы разбить составленные чурбачки.
На столике стояли кубки и лежали грамоты, так что игра шла серьезная :)
А вот потом мы побывали в двух неожиданных и интересных местечках.
За каких-то 60 р. мы попали на колокольню Троицкого собора! В самом же соборе располагается краеведческий музей (внезапно).
Внутри, на полпути к колокольной площадке (74 ступеньки) осмотрели крошечную экспозицию колоколен и позвонили ("Надо отметиться", - как сказал заранее смотритель) в звонкий колокол.
С верхней площадки без единого колокола, о которых напоминали только массивные балки, во все стороны открывались великолепные виды на Селигер!
Рядом находился храм или собор, который меня весьма заинтересовал. Там явно проводились какие-то реставрационные работы, однако он был открыт. Никого, видимо субботний день.
Подробнее о Храме Воскресения Христова
*спасибо за подсказку Денису Мурашкину :)
Внутри нас ждало полнейшее великолепие старых росписей и нарядной лепнины.
Все в лесах, но даже так красоту скрыть невозможно.
Во времена разорения церквей тут явно находился какой-то склад. Гаражи на улице подтвердили эту версию.
Со святым не церемонились, кругом разруха и плесень, но все же... все же сохранилось немало, и хочется надеяться, что эти шедевры истории вернутся к людям во всей красе.
После Осташкова путь лежал в Демянск, и дорога туда внезапно оказалась лесным грейдером в целом неплохого качества. Лес нередко смыкался над дорогой, образуя настоящие зеленые тоннели.
Ни одного ровного участка, сплошные повороты и изгибы с неизвестным продолжением. А по сторонам все также памятники, церквушки и указатели.
Демянск
В городке прямо рядом с дорогой углядели очередной мемориал, а заинтересовавшись информацией на инфощите, поразились развернувшейся историей подвига летчика и тем, как удалось его найти спустя более, чем 70 лет!
Подробно об этом здесь
Так, читая на ходу, мы добрались до какого-то магазинчика, потому что на жаре выпили все, что было в машине, а там, посмотрев на время и километраж решили, что наша коробочка полна впечатлений, и 350 км до дома мы вполне способны одолеть и сегодня.
Но история не спрашивает, хватит или не хватит, она цепко держит взгляд, заставляя выхватывать напоминания о себе даже на скорости. И вот уже на М10, обелиск "Огненному экипажу". Я конечно полезла читать, и опять молчание в машине, потому что мозг лихорадочно воспринимает зачитанное! Летчики, ребята 23-24 года, полет в бессмертие, чтобы жили остальные... Сонной дремоты как не бывало.
Подвиг "Огненного экипажа"
Так, в 21.30 вместе с закатом закончилось и наше путешествие по местам исторических событий и боевой славы разных веков.
Итого
Мы не спеша проехали почти 2000 км, увидели несколько знаковых городов-крепостей и бесконечное множество маленьких городков, где без высоток была полная отрада для глаз, и усыпанных цветами деревушек. Миновали пять крупных рек (Западная Двина, Великая, Днепр, Волга, Волхов) и два озера - Чудское и Селигер. Посетили немало мемориалов, в общем, окунулись в историю с головой..
Размышляя на днях о полученных впечатлениях, я пришла к выводу, что это была очень эмоциональная поездка. Причем в первую очередь именно тяжелая эмоциональная поездка. Видеть и переживать каждый день страшные страницы истории, погружаться в судьбы давно ушедших людей, жизнью заплативших за победу, очень тяжело... Моему сыну сейчас больше, чем многим их тех, чьи фамилии мы видели на могильных плитах... И вот даже сейчас, делая посты спустя неделю, эти переживания совершенно не отпускают.
Может мне повезло оказаться о том поколении, которое бегало октябрятами и пионерами, а в школе постоянно сталкивалось с памятью о войне, шагало со знаменами и горнами. Мы застали многочисленных еще ветеранов, ведь это были наши бабушки и дедушки. И у меня есть письмо деда с фронта. Так что тема эта у меня лично никогда не затухала.
Я бесконечно благодарна за великий труд поисковикам, которые до сих пор, каждый год возвращают солдат из небытия.
День 1. Две крепости и два погоста (Гдов - Порхов)
День 2. Ещё две крепости, колокольчик и поле памяти, где нет пропавших без вести. (Остров - Великие Луки)
День 3. Утро с Никулиным. Смоленск. Приплыли (Демидов - Смоленск - Ярцево)
День 4. Смоленский дубль. Пешком по второму полушарию крепости (Смоленск)
День 5. Ждуны в Ярцево. Вязьма. Ржевский мемориал (Ярцево - Вязьма - Мемориал)