Советские режиссеры-авангардисты были не только великими художниками, выводившими кинематограф на новые невиданные вершины, но также обладали довольно развитым политическим сознанием – сказался опыт Первой мировой и Гражданской войн, а также революционного вихря. В 1927-м году многие из них снимали юбилейные ленты к десятилетию Октябрьской революции. И в этом ряду интересно взглянуть на «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина.
На дворе 1910-е годы, Российская Империя раздирается массой политических и экономических противоречий. Вот-вот настанет международная бойня, которая унесет миллионы жизней и положит начало радикальным переменам в Европе и во всём мире. Но это не занимает нищего крестьянина из деревенской глубинки – он просто ничего не знает о таких событиях и не может их осознать.
Зато он знает, что в деревне ему не прокормиться, а потому приходится отправиться в город, в Петроград. Там заводы и фабрики, столица! Но мегаполис на Неве встречает сельского парня странными для него явлениями: какие-то забастовки, стачечные комитеты, противостояние рабочих и представителей крупного бизнеса, суровые полицейские на улицах.
Не успев во всем разобраться, крестьянин становится штрейкбрехером, объективно навредив питерским пролетариям, борющимся за улучшение условий труда. Но скоро и ему предстоит столкнуться с алчностью фабрикантов. К тому же ему никуда не деться от фронтов Первой мировой, на которую его призовут, чтобы он под пулями защищал интересы русского империализма.
Между Всеволодом Пудовкиным и другим ведущим советским авангардистом, Сергеем Эйзенштейном, была длительная дискуссия, касающаяся творческого метода. Эйзенштейн выступал за коллективного героя, изображение масс на экране (и этот принцип реализован в «Броненосце «Потёмкине» или «Октябре»), а Пудовкин считал, что важнейшие исторические и политические события нужно показывать через судьбу конкретных людей, и именно так можно выйти на широкое обобщение.
«Конец Санкт-Петербурга» воплощает именно эту теорию: режиссер показывает, как под действием обстоятельств постепенно происходит политизация обычного человека. Причем он проходит путь от наивных стереотипов, через заблуждения к революционному сознанию.
Фильму уже почти 100 лет. Но если посмотреть его сегодня, удивляешься, насколько кричаще актуальными выглядят многие его элементы.
Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов.