Что-то часто стал у нас всплывать в разговоре Маэстро отечественного кинематографа, заслуженный Бесогон Российской Федерации Никита Сергеевич Михалков. То в «СТАНЦИОННОМ СМОТРИТЕЛЕ» мы отметим пышные усы и общую несомненную харизму актёра и режиссёра. То в статье о картине «ДОВЕДЁННЫЙ ДО РУЧКИ», Маэстро окажется внезапно не к ночи упомянут.
Данная тенденция не прошла мимо чуткой душевной организации Артёма Андреевича, который решил, пользуясь случаем и поводом, ознакомить себя и вас, Друзья, с творением режиссёрской руки Никиты Михалкова – исторической драмой «РАБА ЛЮБВИ», вдохновлённой судьбой звезды немого кино начала ХХ века – Веры Холодной, той самой, персонаж которой недавно был сыгран Паулиной Андреевой в нашумевшем телесериале «ВЕРТИНСКИЙ».
Здесь же мы увидим историю Веры Холодной в интерпретации Никиты Михалкова, исполненную Народной артисткой Российской Федерации Еленой Соловей.
Вышло так, что весьма ценя Михалкова-режиссёра, я, дожив до своих лет, оказался знаком далеко не со всем его выдающимся творческим багажом. И вот я решил взглянуть на одну из его ранних работ, вторую картину постановщика – фильм «РАБА ЛЮБВИ» - поняв, что моё впечатление об этой картине, снятой в 1975 году, при дебютном просмотре мною здесь и сейчас - будет максимально объективным из возможных. Меня не будет сковывать никакая ностальгия по мощному впечатлению юности (как это часто бывает) и я смогу оценить работу постановщика с точки зрения беспристрастной оценки качества.
Итак, драматичная судьба актрисы Веры Холодной, которая после Революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны, не приняла власть Советов, но вместе с тем решительно отклонила все предложения об эмиграции и работе за рубежом, была прочитана Михалковым, как душевная боль девушки от неспособности сделать личный экзистенциальный Выбор.
Тем более, на многое, происходящее вокруг, по сюжету Михалкова, ей открывает глаза возлюбленный – оператор её съёмочной группы (несмотря на тяжёлые времена, группа продолжает работать, переместившись в «белую» на тот момент Одессу), а по совместительству красный революционер-подпольщик Потоцкий, исполненный Родионом Нахапетовым.
Хотя, никаких достоверных свидетельств о симпатии к большевикам Веры Холодной до нас не дошло, Михалков педалирует именно такую линию развитию драматичного сюжета. Ну что ж, Художник так видит. Тем более, он и не настаивает на том, что его постановка биографическая – в его фильме героиню Елены Соловей зовут Ольга Вознесенская.
Ну и, разумеется, было бы неправильным забыть в этой связи о времени производства картины. В 1975 году в СССР снять и выпустить на экраны фильм о жизни и нелёгкой судьбе богемной Звезды буржуазного кино, не принявшей Власть Советов - было абсолютно фантастичной и нереальной задачей.
Я считаю неслучайным, что, вот уже второй фильм (и далеко не последний в его карьере), Михалков эксплуатирует в качестве важного и мощного фона для рассказываемой истории, тяжёлые пост-революционные времена начала ХХ века. Что-то невыразимо тянуло туда Никиту Сергеевича, что-то в его мятежной душе находило живой отклик вихрям суровой истории тех времён…
К производству картины Михалков привлёк большинство своих постоянных творческих партнёров – здесь и оператор Павел Лебешев («Белорусский вокзал», «Пять вечеров», «Кин-Дза-Дза») и художник-постановщик Александр Адабашьян («Родня», «Сибириада», а также известная всем блистательная роль дворецкого Бэрримора в постановке Игоря Масленникова «Собака Баскервилей» по Конану Дойлю).
Сценарий написан братом Михалкова – Андреем Кончаловским в соавторстве со сценаристом Фридрихом Горенштейном («Солярис», «Комедия ошибок», «Седьмая пуля»).
Ну а актёрский состав постановки роскошен до невозможности: помимо упомянутых Соловей и Нахапетова в фильме искрятся:
Александр Калягин в роли популярного режиссёра немого кино Калягина:
Олег Басилашвили (лично моя любимая работа в проекте) в роли директора картин (сейчас бы мы сказали – продюсера) Южакова:
Константин Григорьев в роли негодяя-белогвардейца Федотова:
Юрий Богатырёв в роли Звезды экрана и экс-любовника Ольги - Максакова:
Николай Пастухов в роли писателя-сценариста:
Инна Ульянова в роли известной актрисы:
Евгений Стеблов в комичной роли бывшего баритона, а ныне актёра-эпизодника:
А также Сам в роли революционера Ивана:
В придачу к такому Празднику, на подпевках также выступают Александр Яковлев, Готлиб Ронинсон, Вера Кузнецова, Борис Галкин, Наталья Назарова.
Вся эта мощнейшая труппа отыгрывает на десятку, в этом нет никаких сомнений. Что насчёт режиссуры? Для второго фильма в карьере, надо думать, задача была решена вполне достойно, хотя без отдельных шероховатостей, я считаю, дело не обошлось.
Выхолостить в постановке именно историческую драму Никите Михалкову не удалось, впрочем, не исключено, что такой задачи он себе и не ставил. То тут, то там проглядывают элементы трагикомедии.
А пронзительный драматизм часто принесён в жертву визуальным стилистическим эффектам.
Что несомненно удалось Михалкову-постановщику, так это перенос на советский экран несвойственной ему нервно-декадентской атмосферы начала века, какой-то неуловимо буржуазной воздушности и кружевной нуарности, струящейся по кадрам картины.
Совершенно очевидно, что Михалков не мог почерпнуть всего этого пижонства из просмотра доступных тогда простому советскому зрителю кино- и теле- постановок. Видно, что режиссёр неплохо изучил эстетику и атмосферу немого кино – от Веры Холодной до Мэри Пикфорд, ведь благодаря своему непростому происхождению в семье обласканного славой и ангажированного советской властью писателя и поэта Сергея Михалкова (1913-2009) Никита, несомненно, имел такую возможность.
Картина несомненно только выиграла от этого явного и заметного понимания режиссёром нужной эстетики и тона повествования. Всё выглядит стильно, картинка колоритна и порой способна доставить истинное удовольствие.
Что помешало в полной мере насладиться постановкой лично мне. Я достаточно быстро и сильно устал от обертонально высокого манерного верещания Вознесенской-Соловей.
Я, разумеется, понимаю, что выбранный актрисой образ, который я бы описал, как реввоенкомовскую Ренату Литвинову, но без сильного отягощения интеллектом, единственно верен здесь; но ничего не могу с собой поделать – даже мои тренированные хэви-металом уши не в силах совладать с мощной патетикой экзальтированного поросёнка.
Впрочем, уже выключив фильм на финальных титрах, я понял, что про неприятный тембр голоса главной героини я много сквернословить не хочу. Ибо роль тонкой, капризной, но бесконечно доброй и порядочной Ольги Вознесенской прожита Еленой Соловей просто блестяще.
Кто-то мне как-то сказал – Никакая «Раба-любви» не историческая драма. Это грубовато огранённый ноктюрн-посвящение Михалкова, сделанный с щемящей тоской по ушедшему навеки типу человеческой натуры. Да, Девочки и Мальчики. Лучше, полагаю, тут и не скажешь…
В общем - Классика советского КИНО и вторая крепкая режиссёрская работа Никиты Михалкова.
Засим ненадолго откланиваюсь,
Ваш АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
КОММЕНТИРУЕМ, ДА, ДА!
#михалков #еленасоловей #нахапетов #драма #революция
Читайте также:
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО» Никита Михалков ставит Чехова
«СПОКОЙНЫЙ ДЕНЬ В КОНЦЕ ВОЙНЫ» Дипломная работа студента ВГИКа Никиты МИХАЛКОВА
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» Сергея СОЛОВЬЁВА. Гениальный драматизм Николая Пастухова и пышные усы Никиты Михалкова.
Янковский, Козаков, Ширвиндт, Павлов, Фарада, Гармаш, Сукачёв в незамеченной экранизации Булгакова «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»
Сидихин, Яковлев, Калягин, Гармаш в забытом ЭПОСЕ Мосфильма «ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ»
«ПРИГОВОРЁННЫЙ» - Неизвестный Шедевр советского КИНО
Сергей Шакуров в эталонном советском детективе «ВИЗИТ К МИНОТАВРУ»