Найти тему
Версия

Не напрягайте природу!

Землетрясение в Афганистане, произошедшее в конце июня, унесло более тысячи жизней. И каждый день стихийные бедствия собирают трагический урожай. Как этому противостоять, рассказала доктор геолого-минералогических наук Надира Мавлянова.

   Не напрягайте природу!
Не напрягайте природу!

-Надира, в самом слове «стихия» есть что-то фатальное, неизбежное. Как говорится, судьбу не обманешь...

– Судьбе можно покориться, а можно подготовиться к её ударам. В первом случае вам придётся ликвидировать последствия, во втором – их предупреждать. В последние пару десятков лет упор делается на предупреждение. Даже чисто с экономической точки зрения это в 2–3 раза дешевле. В СССР была карта сейсмического районирования, предписывающая правила строительства в разных зонах. Более того, при строительстве каждого объекта изучались грунты, уровень подземных вод, потому что в зависимости от них разрушительное воздействие будет разное.

Вы спросите: а как же тогда случались столь трагические землетрясения? Это уже вопрос не к учёным. Каждый балл сейсмичности делает объект на 10–15% дороже. А соблазн сэкономить велик. Поэтому об угрозе землетрясений зачастую вспоминают уже после того, как они произошли. Это мировая тенденция. Есть исключения, конечно. Япония, которую трясёт регулярно, относится к угрозе очень серьёзно. Готовятся к возможным ЧП и в Туркмении, где после катастрофического 10-балльного землетрясения в 1948 году, приведшего к разрушению Ашхабада, продолжается сейсмическое затишье. Ведь в сейсмологии есть закон, согласно которому сейсмические воздействия определённой балльности имеют временной период повторяемости. В 1911 году Алма-Ату, которая тогда ещё была маленьким городом Верным, землетрясение полностью уничтожило. Прошло более 100 лет, и в Алма-Ате обеспокоены возможным повторением стихии. Сейчас там паспортизируют каждый дом: как и из чего он построен. Но это отдельные примеры. Память человека короткая, и он решает проблемы по мере их поступления. Хотя просчёт рисков и ущерба, особенно в густонаселённых регионах, мог бы подтолкнуть к предупредительным мерам.

Природа не мстит

– Но и понять людей можно. Землетрясение, может, и не случится, а деньги тратить надо сейчас.

– Наука не может точно назвать сроки землетрясения, но возможное место и балльность определяет достаточно точно. На основе этих данных рассчитывается сейсмостойкость проектируемых зданий. Кстати, иногда появляются такие лжеучёные, которые выдают прогноз и даже час возможного толчка. Однажды такой анекдотический случай произошёл в Ташкенте. Многие помнят о разрушительном землетрясении 1966 года, в городе даже есть огромный монумент, посвящённый этому событию. Так вот, несколько лет назад город облетел слух, что 10 августа в 3 часа ночи произойдёт такая же катастрофа. Тысячи людей с чемоданами всю ночь просидели на улице, но так и не дождались сейсмического толчка.

Справка

Надира Ганиевна Мавлянова. Доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева Российской академии наук. Участник нескольких международных проектов, в том числе проектов Всемирного Банка. Проходила научную стажировку в университетах Великобритании и Германии.

– А может ли спровоцировать землетрясение добыча сланцевых нефти и газа? Или ядерный взрыв?

– Добыча, вероятно, не может стать причиной сейсмических толчков. Хотя после двух землетрясений в 80-е годы прошлого века в городе Газли в Узбекистане, где добывали газ, такое предположение и появилось. Но ущерб природе от разработок и без того большой: образование провалов, эрозии; загрязнение атмосферы, поверхностных и грунтовых вод; изменение рельефа, флоры и фауны; осушение и заболачивание земель. А ядерный взрыв может стать триггером, если точно знать, куда ударить.

– Что ж, к счастью, в России мало сейсмоопасных зон…

– Да, к счастью, большей части территории страны землетрясения не грозят. Но тем серьёзнее надо относиться к зонам, где они себя могут проявить. Есть детальная их проработка, включая Крым. Последняя карта общего сейсмического районирования территории России утверждена в 2015 году. Надо следовать рекомендациям и не повторять прошлых ошибок. Что касается других природных угроз, то они более предсказуемы по времени и дают возможность подготовиться. Кстати, в отличие от землетрясений эти угрозы часто руко­творные. Ведь природа не мстит, она просто избавляется от напряжений. Если они в земной коре – землетрясениями, если замусорили русло реки – наводнениями. Не просчитав, изуродовали склон дорогами, трубопроводами – оползнями.

Классический пример – смотровая площадка на Воробьёвых горах, одно из самых популярных мест в Москве. С этой точки открывается изумительный вид на город, и поэтому здесь всегда пытались построить что-то уникальное. Ещё в начале XIX века на месте смотровой площадки начали строить храм. Но начались склоновые деформации, которые привели к повреждению фундаментов, и основание сооружения было перемещено. В начале 50-х годов XX века Сталин хотел построить там главное здание МГУ, чтобы оно отражалось в Москве-реке. Отговорили. В нашем XXI веке была попытка поставить памятник князю Владимиру. Начались подготовительные работы, но академик РАН Виктор Осипов смог переубедить перенести памятник в другое место, обосновав своё мнение научными доказательствами возможного разрушения монумента из-за геологических условий. Но это столица. Так зорко опасности предупреждают не везде.

Политика и наука

– Природные опасности сегодня в центре мировой политики. То и дело пугают глобальным потеплением, хотя учёные далеко не единодушны в этом. Долго подвергалась гонениям ядерная энергетика, хотя она спасла миллионы людей, заменив мощности традиционных электростанций. Сегодня делается ставка на «чистую энергетику», хотя для неё требуется в десятки раз больше материалов и площадей, чем на ту же атомную и газовую. Не пытаются ли политики и стоящие у них за спиной корпорации подмять под себя учёных?

– Конечно, углеводородные выбросы влияют на изменение климата на нашей планете. Но есть и другое мнение, гласящее, что изменение климата – это циклический процесс. В геологической истории Земли известно несколько ледниковых периодов, которые сменялись потеплением. В России, Сербии, Узбекистане и в других частях континента есть так называемые лёссовые отложения, которые по слоям позволяют проследить периоды похолодания и потепления за последние 100 тыс. лет. В периоды потепления образовывался органический почвенный слой, который затем перекрывался другими отложениями. Мои коллеги из Томска провели исследования, которые свидетельствуют не о периоде потепления, а о начале похолодания. Не берусь судить о точности выводов, но в науке есть разные мнения о причинах изменения климата в современный период. Политики часто используют только те данные, которые необходимы для обоснования их решений.

В последние годы широко обсуждается проблема размещения полигонов бытовых отходов. Рост потребления привёл к тому, что ежегодно в России образуется 40 млн тонн твёрдых коммунальных отходов. Мусорные свалки и полигоны занимают территории, сравнимые с территориями некоторых государств. В настоящее время разрабатываются проекты для экологически безопасного и экономически эффективного размещения новых полигонов и предприятий утилизации. Есть программы по их адаптации к природной среде с наименьшим ущербом для неё. Возможно, если бы о них рассказали учёные, а не предприниматели и чиновники, волнений удалось бы избежать.

Кстати, есть отличный пример, доказывающий, что панику рождают не предупреждения, а замалчивания. После катастрофического наводнения в 2012 году в Крымске установили автоматизированную систему оперативного контроля и мониторинга паводковой ситуации системы «Эмерсит», которая отслеживает уровень воды в реках Краснодарского края, и открыли доступ к ним в интернете на сайте http://emercit.com/map/ для всех. Отслеживай уровень и принимай решение.