Практикующие медики обсудили на площадке «Эффективное здравоохранение» в РАНХиГС проблему с внедрением инновационных технологий и препаратов для россиян с онкогематологическими заболеваниями. «Ямал-Медиа» выяснил, как решить этот вопрос и почему стандартные способы лечения гораздо эффективнее экспериментальных.
«Пациенты теряют время»
До недавнего времени многие современные таргетные препараты, необходимые для борьбы с опухолью на клеточном уровне, были недоступны для людей с гематологическими заболеваниями. Сейчас они входят в систему ОМС и любой пациент может ими воспользоваться. Однако в полном объеме обеспечивать необходимыми лекарствами больных система не может, рассказал «Известиям» вице-президент всероссийской общественной организации «Содействие» Андрей Солодовников.
Лечение пациентов с гематологическими заболеваниями дорогое. Помочь получить необходимый препарат могут региональные минздравы или фонд ОМС, однако и у них может не оказаться для этого финансов. Проблему могла бы решить быстрая адаптация ОМС к внедрению новых высоких технологий и инновационных лекарств, а также расширение тарифов, которые могли бы обеспечить больных современными препаратами.
Drazen Zigic / Freepik
Но и здесь есть нюансы. Для того чтобы новый препарат включили в систему ОМС, он должен пройти регистрацию в стране, после этого войти в список жизненно необходимых лекарств и потом войти в клинические рекомендации ведущих федеральных центров. Пока этот процесс идет, люди с онкогематологическими заболеваниями теряют самое главное — время.
Помощь с нюансом
Сейчас приобрести дорогостоящее лечение для людей с тяжелыми, угрожающими жизни заболеваниями помогает программа «14 высокозатратных нозологий». С 2008 года она закупает лекарства для пациентов, больных гемофилией, муковисцидозом, злокачественными новообразованиями лимфоидной системы, рассеянным склерозом, болезнью Гоше и так далее. Полностью от этих заболеваний излечиться невозможно, уточнил гематолог и доктор медицинских наук Александр Серяков.
Однако некоторые препараты вошли в состав программы с определенными ограничениями. Их могут получить только те пациенты, которые находятся на определенной стадии заболевания. Это касается и онкогематологических больных.
wirestock / Freepik
Кроме того, в программу не спешат включать новые эффективные препараты, отметил главный внештатный гематолог по Санкт-Петербургу Андрей Новицкий.
Программа подразумевала, что если у регионов нет денег на приобретение препарата, то государство берет на себя обязательства обеспечивать больных самыми современными препаратами. Для лечения тех или иных заболеваний сейчас появляются новые и более эффективные препараты, которые можно было бы включать в эту программу, но этого не происходит.
Андрей Новицкийглавный внештатный гематолог по Санкт-Петербургу
Основная сложность заключается в объемах необходимой помощи, подчеркивают специалисты. Так, в программу сейчас входят 14 нозологий, хотя в реальности список орфанных заболеваний намного больше.
Инновационные препараты — не панацея
Детский врач-онколог Игорь Долгополов в разговоре с «Ямал-Медиа» признался, что настроен скептически к инновационным препаратам и технологиям. По словам онколога, они требуют больших денег и кадров, но при этом не гарантируют полного излечения.
Вопрос инновационных технологий и препаратов не решает глобальную задачу — это некая вишенка на торте. Они не являются стандартными технологиями, они являются экспериментальными, которые могут работать, а могут и нет. И те, кто говорит, что без них лечение невозможно, сильно заблуждаются.
Игорь Долгополовдетский врач-онколог
Онколог подчеркнул, что инновационные препараты подходят далеко не всем. Даже пациенты, которые принимают стандартные, проверенные годами лекарства, сталкиваются с новыми побочными эффектами, а с новыми препаратами риски увеличиваются в разы.
Freepik
«Инновационные препараты — это выгодно тем, кто их ввозит, и тем, кто проводит экспериментальное лечение, например, большим федеральным медцентрам. Они, конечно, развивают науку и движутся вперед, но с точки зрения всей страны и здравоохранения системы — инновационный препарат не решает проблемы», — отметил врач.
Медицина не стоит на месте, однако пациентам вместо того, чтобы тратить время на получение инновационных препаратов, необходимо сделать упор на стандартные методы лечения, уверен Долгополов. Они проверены и по сей день спасают жизни 80% больных.
Выгоднее купить нужных проверенных препаратов на 500 тысяч рублей, которые спасут 80% больных, нежели покупать инновационный препарат за ту же сумму, который не дает никаких гарантий.
Игорь Долгополовдетский врач-онколог
«Создавать свое»
Чтобы сделать инновационные технологии и препараты более доступными, необходимо производить их внутри страны, уверен онколог. Однако важно понимать, что создание отечественных лекарств — процесс не только долгий, но и затратный. По словам Долгополова, один препарат обходится стране минимум в 500 миллионов долларов.
«500 миллионов долларов — предел мечтаний человека. Но в случае с медициной эти деньги нужно наоборот тратить и ждать, когда препарат будет готов к применению на людях. Российские специалисты должны быть в этом заинтересованы, сейчас правительство работает над этим», — добавил онколог.
В большинстве стран испытания препаратов и технологий финансируют крупные фармакологические компании, в России такая практика пока не применяется. Многое ложится на плечи федерального бюджета, но и он не резиновый.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».