Всем привет! Сегодня поговорим про общественный транспорт Армении. В 2015 году довелось мне побывать в славном городе Ванадзоре - третьем по величине городе этой волшебной страны. Поездка к дедушке выдалась по-настоящему интересной - именно в этот раз я обратил внимание, в каком раю заповеднике я оказался. Постепенно буду выкладывать весь материал, который удалось собрать там с 2015 по 2019 годы.
Наш путь лежал в деревню Спитак (15-20 км от Ванадзора). Приезжаем мы, значит, на автовокзал, а там:
На одном из таких нам и предстояло отправиться в деревню. Эти живучие машины здесь еще со времен СССР. Теплый климат, отсутствие резких перепадов температур и химии на дорогах сделали свое дело - некоторые автобусы можно отдать в музей прямо сейчас.
672 выпускались с 1982 по 1989 годы и стали массовым пригородным и городским автобусом в Армении. И неудивительно: в условиях, когда отсутствуют нормальные дороги, и связь между поселками может проходить прямо по "наезженному" направлению в поле, эта маневренная короткая машина с высоким дорожным просветом (сказать клиренс тут язык не поворачивается) пришлась здесь как нельзя кстати. Прибавьте сюда затяжные горные подъемы, неприхотливость, живучесть и возможность ремонта в полевых условиях - ощущение, что 672 создан для Армении!
Классических и привычных нашему глазу 3205 заметно меньше. Обслуживают машины пригородные маршруты - ходят как в забытые Богом поселки, так и в относительно крупные города. Основной и почти единственный вид топлива для общественного транспорта Армении - метан. Баллоны располагаются на "специальной" установке на крыше.
После распада СССР в Армении массово закрывались муниципальные транспортные предприятия (основные машины в парке - икарусы и колобки). Одни схлопнулись сразу, другим удалось "доехать" до начала нулевых. В Ванадзоре примерно до середины 2000-х на маршрут № 2 Хим.завод - Базуми выходил 260 Икарус желтого цвета - наверное, единственный городской автобус большого класса на весь город.
Завода закрылся, Икарус исчезли, а значительная часть 672-ых ушла в частные руки, как и все пассажирские перевозки большей части страны. Есть мало-мальски пригодная машина? Плати и выходи на линию. Многие маршруты до сих пор работают по схеме, которая существовала в России в 90-е: владельцы автобусов (у кого одна, у кого две, три и более машины) выбирают свободный маршрут и прикатывают его.
Проезд в маршрутках, к коим относятся все микроавтобусы, в Ванадзоре всегда стоил дороже, чем в немногочисленных ПАЗах. Если за поездку в ГАЗели вы отдадите примерно 25 рублей, то в колобке на 5 рублей меньше.
Спустя годы ситуация немного улучшилась - исчезли РАФы, появились относительно свежие (не младше 8 лет:)) ГАЗели с раскосыми фарами, а пассажиров в маршрутках перестали возить стоя.
Отдельные представители 672-х продолжали жить! Покупка нового автобуса любого класса для небольшого армянского города - удовольствие недешевое - раз, зачем обновлять подвижной состав, если все равно никто не требует - два, стоимость и возможность перевода на газ дизельных и бензиновых Форд Транзитов и Мерседесов и их ремонтопригодность у местных водителей вызывает много вопросов - три.
А ремонт армянские водители почти всегда проводят своими силами. Вот, например, предприниматели из деревни Спитак реанимируют своего железного кормильца.
Южное, ни с чем не сравнимое, спокойствие и размеренность делают свое дело. Попробуйте в Красноярске перед самым выходом из автобуса рассчитаться за проезд 1000 рублевкой - в лучшем случае окинут недоброжелательным взглядом, в худшем - нахамят и мелочи кинут.
Здесь все по-другому.
"А ты со мною и на душе затянулись раны, раны, а ты со мною, и не ищу я в тебе изъяны", - надрывается старый динамик, лежащий на клетчатом покрывале, которым во все времена застилали кожух двигателя ПАЗа. Автобус останавливается на остановке, и только тогда ты подходишь к выходу со своего места в самом конце салона, протягивая водителю купюру в 5000 драмов (примерно 750 рублей). Пожилой и поджарый седовласый горец (чем-то похожий, кстати, на своего железного коня) закурит, неторопливо отчитает сдачу и скажет тебе это приятное слово "стесутюн" (до свидания). Двери закроются, раздастся характерный хруст переключения коробки передач, и 672-ой медленно повезет своих пассажиров в затяжной подъем до конечной остановки Базуми.
Армяне никуда не торопятся. Ну а колобки еще побегают.
Спасибо, что дочитали, друзья!
Подписывайтесь, дальше будет только интереснее:)