Любителей кладбищ среди нас немало. А задумывались ли вы когда-нибудь, какие народы России практиковали кремацию?
В древние времена кремация была широко распространена на территории европейской России среди финно-угров, славян и балтов. В частности, так отдавали последний долг сородичам носители существовавшей с VII в. до н.э. по V в. н.э. в Центральной России финно-угорской Дьяковской культуры. Этот же обряд практиковали и предки самих русских - восточнославянские племена. Однако с введением на Руси христианства кремация быстро сменилась трупоположением. По-видимому, исторически кремация широко использовалась или даже была основным способом погребения у предков многих современных финно-угорских народов - карел, веси (вепсов), марийцев. Вероятно, кремация играла важную роль в финно-угорской культуре, так как историк Генрих Латвийский в своей "Ливонской хронике" сообщает, что эсты во время последней отчаянной попытки свергнуть иго немецких рыцарей и христианство, вырыли трупы своих соплеменников, похороненных по христианскому обряду, и сожгли. Однако уже в XI-XII веках под влиянием русской культуры, христианства и, возможно, иных факторов кремация у финно-угорских народов полностью уходит в прошлое и упоминания о ней не встречаются даже в фольклоре.
Гораздо дольше обряд трупосожжения продержался в том регионе, который, как многие из вас уже знают, круче Алтая. Кремация была основным способом погребения у предков современных хакасов - енисейских кыргызов, что отличало их от большинства других тюркских народов, практиковавших трупоположение. К XVIII веку минусинкие татары, как тогда называли хакасов, также почти полностью отказались от кремации, однако ещё в XIX веке путешественники отмечали, что изредка тела умерших сжигали, если такова была воля покойного.
В Средние века кремация также встречалась наряду со многими другими способами погребения у адыгов, среди которых христианство укоренилось не слишком глубоко.
В недавнее же время кремацию практиковали некоторые народы Восточной и Северо-Восточной Сибири. Трупосожжение было почти единственным способом погребения у коряков и южных групп чукчей, у которых было достаточно дерева. Правда, и здесь бывали некоторые исключения. Например, чукчи никогда не кремировали тела умерших от сифилиса, считая, что они оскверняют огонь. У известного чукотского писателя Юрия Рытхэу есть рассказ "Хранитель огня", повествующий о старом деде, который уже заранее заготовил себе дрова для погребального костра, однако их сожгла партия геологов, уверенных, что заботливый дед припас дрова для них. После того, как эта история повторилась несколько раз, дед плюнул и стал сознательно заготовлять дрова для геологов. По сообщениям современных коряков, в настоящее время умерших обычно хоронят в земле, но стариков иногда всё ещё кремируют.
Кремация также применялась одним из коренных народов Сахалина - нивхами, что отличало их от соседей. Погребальные костры, устраиваемые посреди тайги, были у них внушительног