Найти в Дзене
Bamper.by

Лимузины на дорогах — это нелегально? Почему в продаже появилось много «длинных» автомобилей.

Bamper.by обратил внимание, что на различных интернет-площадках страны значительно увеличилось количество предложений по продаже «бэушных» лимузинов. И это неспроста…

Лето – сезон свадеб, выпускных и других праздников, где в одном месте собирается большое количество людей. Как тут обойтись без автомобилей? В том числе без тех, где виновники торжества вместе с остальными гостями могут свободно и комфортно разместиться в салоне. В этом случае лимузины – выход, а предоставление их в аренду – вполне доходный бизнес. Но, как правило, ни одна бочка меда не обходится без своей ложки дегтя.

Вы когда-нибудь задумывались, как такие машины проходят техосмотр? Ведь на стандартную линию диагностики лимузин заехать не сможет. Причем удивительно, что многие из таких машин в документах значатся как легковые седаны, минивэны или джипы, хотя в их салоне предусмотрено более десятка посадочных мест. В этом случае к категории «М1» (легковые автомобили с местами для пассажиров не более 8) такие транспортные средства при всем желании не отнесешь.

-2

Какая же категория водительского удостоверения необходима для управления лимузином? Стандартная «В» (число мест для пассажиров не превышает 8) по документам, если в них указан легковой тип транспортного средства, вроде бы подходит, но фактически – нет. Тогда «D»? Как видим, технических и юридических вопросов много, и очевидно, что ими стали задаваться и контролирующие органы.

Беда в том, что многие лимузины – самоделки. Безусловно, среди них встречаются и заводские модели (в основном американского производства) с полным набором необходимым документов, но их не так много, как может показаться на первый взгляд.

Ввозить официально такие машины в Республику Беларусь очень дорого – растаможка зашкаливает. К примеру, если попытаться растаможить на физическое лицо лимузин Lincoln Town Car III, выпущенный в 2000 году, с двигателем объемом 4600 куб.см и стоимостью, скажем, $5000, размер таможенной пошлины составит $26.535! А для юридического лица сумма будет и того больше. По этой причине легковушки и переделывают в различных ателье. Как их в нашу страну в свое время ввозили и регистрировали, рассуждать сейчас не будем из-за недостатка данных. Но факт остается фактом: такие машины на белорусских дорогах есть. Если они не являются продуктом творчества официального завода-изготовителя, то вопрос безопасности эксплуатации таких машин тоже обязан возникнуть.

С технической точки зрения при наличии должного оборудования переделать легковой седан в транспортное средство с чрезмерно увеличенной длиной кузова и соответствующей колесной базой возможно. Говоря официальным языком, это называется внесением изменений в конструкцию транспортного средства. В этом случае нужно обратиться к Таможенному регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011, далее – регламент), которым такие вопросы регулируются.

Так, если есть желание переделать транспортное средство в лимузин, а при «переделке» легковушки в лимузин такие изменения касаются большей части конструкции автомобиля, нужно перед этим пройти предварительную техническую экспертизу конструкции на предмет возможности внесения таких изменений. В ходе предварительной экспертизы специалисты должны удостовериться, что в автомобиле сохранится его соответствие требованиям регламента, действовавшим на момент выпуска такого автомобиля. Увы, это невозможно, так как автомобиль с конвейера сходил с «легковой» классификацией, а по факту из него предлагается сделать нечто похожее на автобус. «Вангуем», что уже на стадии предварительной экспертизы нашему любителю переделок укажут на дверь.

Такая же экспертиза должна назначаться и проводиться и в отношении тех транспортных средств, которые были сначала зарегистрированы в ГАИ, а переделаны уже после этого.

Ни один из этих «лимузинов» указанную проверку не пройдет, потому и количество предложений о продаже выросло многократно. Видимо, за их принадлежность всерьез взялись контролирующие органы.

Нужно отдавать себе отчет в том, что при удлинении автомобиля нарушаются его физические свойства: за счет значительного увеличения веса изменяются характеристики управления и торможения, поскольку базовые системы авто не рассчитаны на такие нагрузки.

Например, в Российской Федерации за «самоделки» взялись еще в 2015 году, когда стали проверять их на соответствие регламенту, о котором говорилось выше. И владельцы лимузинов тогда стали избавляться от своего автопарка, направляя предложения в регионы, где было «потише» с контролем за соблюдением требований регламента. Но тишина эта обманчивая, не стоит питать иллюзий – самоделки опасны, о чем знают и сами владельцы «лимузинов», и сотрудники ГАИ. Так что мода на лимузины в наших краях может просто уйти в прошлое практически полностью.

Почему раньше этим вопросом никто не занимался, если действующему регламенту уже перевалило за десяток лет?

Предположим, что дело может быть в том числе и в моральной точке зрения. Представьте себе, что едет свадебный кортеж, который останавливает инспектор ГАИ. По ПДД на лимузине-переделке ездить по дорогам общего пользования нельзя, и получается, что нужно всех пассажиров высаживать, а автомобиль помещать на специализированную площадку. Инспектору ГАИ с человеческой точки зрения такое решение принять сложно, ведь портить праздник молодоженам и их гостям совершенно не хочется. С другой стороны, инспектор должен думать о безопасности других участников дорожного движения. Одним словом, дилемма.

В общем, можно сделать вывод о том, что увеличение количества предложений о продаже лимузинов – это просто следствие контроля со стороны компетентных органов, осложнивших легальный бизнес по аренде лимузинов-переделок. Здесь возникает вполне справедливый вопрос: кому они нужны, если свадьбы уже не повозишь и в принципе не покатаешься?

Статья 18.11 КоАП Республики Беларусь. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства
2. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в части 1 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых Правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, – влечет наложение штрафа в размере до одной базовой величины.