Найти тему
Фило(б)лог

Разбираемся со спряжениями

Оглавление

Когда я училась в школе и готовилась к ЕГЭ, мне было сложно даже отличить спряжение от склонения. Экзамен сдала успешно и за 7 лет учёбы, конечно, продвинулась в этом знании, чем и хочу поделиться сегодня с вами.

Прежде чем продолжить читать, задумайтесь: какую букву вы вставите вместо пропуска в словосочетании овцы бле_т? Ю или Я? Если это вызывает сомнение, затруднения, то моя статья точно для вас. Также она просто необходима всем, кто собирается готовиться к ЕГЭ по русскому языку и решать 12 задание.

Первое, что вам нужно понять и запомнить, — это не так сложно, как кажется. Естественно, в куче таблиц и томов с теорией можно легко запутаться, но в любом обучении стоит всегда использовать одно правило: систематизировать информацию, отбросить лишнее и упростить. Этим мы с вами сегодня и займёмся.

Спойлер: даже если знаете, но путаетесь, то дочитайте до конца — там будет лайфхак.

Что значит проспрягать глагол?

Часто замечаю, что школьники (и не только) хотят разобраться в этой теме, научиться определять спряжения, но не имеют представления о том, что это вообще такое. Попробуйте сами вспомнить 11 лет школы и ответить на вопрос в подзаголовке.

Ответ проще не бывает: спряжение — изменение глагола по лицам и числам. Это узкое значение, но для школы и переписок в мессенджерах вам его будет более чем достаточно. Интересующийся могут прочитать про широкое значение здесь.

Теперь ответим на два простых вопроса: что подразумевается под лицами и числами глагола, как их определить? С числами проблем не будет, я думаю, а лица можно запомнить по местоимениям. Составила для вас удобную табличку, но лучше всё же провести ассоциации, чем заучивать:

Ассоциировать с литературой (роман написан в третьем лице, повествование идёт от первого лица), да и в целом обычно запомнить порядок определения лиц у глаголов не составляет труда. Можете потренироваться самостоятельно, подставляя нужные местоимения:

  • лечат;
  • дрожу;
  • вешают;
  • пишешь;
  • носим;
  • думаете;
  • лечу.

Итак, если спряжение — изменение по лицам и числам, то, соответственно, это изменение влияет на окончания. В примерах выше вы сами видите, что окончания разные даже у глаголов одинакового лица, допустим, лечат и вешают.

Запомнив всё, что мы только что узнали и систематизировали, перейдём к основному — спряжениям.

I спряжение

Запоминать в дальнейшем лучше со второго, так как там меньше условий, но, чтобы не возникло путаницы, разберём по порядку. Сначала общее правило: определять спряжение нужно по тому, на что заканчивается глагол в начальной форме. Обращу внимание на то, что это не окончание (например, -ать) и что подобный способ работает только для безударных личных окончаний, возникающих в результате спряжения глагола. Эту тонкость разберу чуть позже, пока что поговорим про глаголы с безударными окончаниями.

Запомните, что к I спряжению относятся глаголы, которые заканчиваются на всё, кроме -ить, и исключения: брить, стелить, зиждиться, зыбиться. Последние два могут пригодиться разве что для причастий, например незыблемый.

Итак, давайте теперь посмотрим на спряжение глагола колоть:

-2

Слово, согласитесь, сложное: многие бы задумались над окончаниями практически всех форм, кроме 1 л. ед.ч. К слову, оно остаётся неизменным в двух спряжениях: везде у/ю. Видите закономерность в формах?

Верно: в I спряжении во всех окончаниях пишется буква е, кроме 3 л. мн.ч. Там используются окончания УТ/ЮТ.

И это всё, что нужно запомнить!

II спряжение

Здесь правило ещё проще: ко II спряжению относятся все глаголы на -ить и 11 исключений, которые вы точно учили в школе: терпеть, смотреть, вертеть, дышать, слышать, гнать, держать, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть.

А для выявления закономерности окончаний в нём посмотрим на спряжение глагола строить:

-3

Думаю, вы и сами понимаете, какой последует вывод: во II спряжении во всех окончаниях пишется буква И, кроме 3 л. мн.ч., в котором используются окончания АТ/ЯТ.

Подводя итог сказанному выше, хочу сказать, что запомнить вам надо только способ определения спряжения и его особенности. И здесь поможет обещанный лайфхак: выучите всего два слова и навсегда избавьтесь от проблем с окончаниями глаголов.

Милые лисички, правда?
Милые лисички, правда?

В принципе вы можете увидеть всё на картинке: в двух словах содержатся все буквы, которые нужно запомнить и в дальнейшем вставлять в окончания глаголов.

Алгоритм выглядит следующим образом:

  1. Ставите глагол в начальную форму (вопросы что делать? что сделать?).
  2. Смотрите, ударные ли окончания. Если да, то проставляете на слух, вам не нужно спряжение. Если нет, то определяете спряжение по тому, на что оканчивается глагол (не забудьте про исключения).
  3. Руководствуясь словами с картинки, ставите нужную букву.
  4. Вы прекрасны!

Выучить здесь нужно только исключения; без этого, к сожалению, никуда.

Потренируйтесь: (Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть. (источник заданий туть)

И, конечно, вернитесь к проблемному слову вначале: что всё же делают овцы?

В благодарность за то, что прочитали, держите ещё милых лисичек, и до новый встреч!

Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!