Феофан Затворник в труде «Начертание христианского нравоучения» объясняет, что норма нравственной жизни – это правило жизни, включающее три аспекта:
- цель жизни человека,
- средства для достижения цели, или путь к цели,
- руководящие указания о том, как следует строить свою жизнь.
1. Цель (богообщение и обожение)
Конечная цель человека – в Боге, в общении и живом союзе с Богом, в обожении.
Человек создан по образу Божию и достичь богоподобия – это его главная жизненная задача. Ничто, кроме Бога, не может его удовлетворить.
Святые отцы учили, что цель жизни человека – это блаженство, Царство Небесное, лицезрение Троицы и получение от неё Божественного влияния, восполняющего все недостатки и несовершенства.
Все христиане, имея общей целью богообщение, соединяются единым духом, силой и делом в единое, живое и стройное Тело – Церковь – союз Бога и людей.
2. Путь к цели (хождение в воле Божией – свободное исполнение заповедей)
Путь указан Господом: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Достижение цели является свободным выбором человека, как разумно-свободного существа. Человек сам должен руководить своими мыслями, желаниями, чувствами: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Человек должен добровольно подчинить себя воле Божией. Это – проявление свободы воли – путь воли Божией.
Воля Божья объявлена Христом в виде заповедей. Они – нравственный закон Божий. Исполнение заповедей – единственно верный путь к богообщению: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10).
Заповеди дают образ добродетелей, которые должен приобрести христианин.
Свт. Феофан пишет: норму нравственной жизни можно выразить в следующем правиле: исполняй волю Божию, чтобы быть в общении с Богом (пребывай в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли).
Норма нравственной жизни была заложена в человека Богом при его создании. Грехопадение лишило человека свободы, он попал в рабство дьяволу. Человек сам собою не может выполнить ни одного требования, ему необходима Божественная помощь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Боговоплощение, восстановление и обновление падшего человека в личности Христа привели к тому, что падший человек воссоединяется с Богом через Иисуса Христа, как единого Посредника. Вера, молитва и Таинства соединяют человека с Христом, божественная благодать восстанавливает силы человека.
Человек получил новую норму нравственной жизни, не просто в первоначальной форме (общая норма), а в более совершенной форме – в христианской (частная норма).
Человек призван к богосыновству: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. … вы … приняли Духа усыновления» (Рим.8:14-15).
3. Руководящие указания для христианской жизни: изложены в заповедях Христа, посланиях Апостолов, трудах святых отцов Церкви.
Христианская норма нравственной жизни едина для всех христиан, однако в Церкви много служений, и они накладывают отпечаток на требования к человеку. Жизнь в миру и жизнь вне мира – разные вещи. Люди разные. Есть те, кто стремятся к христианскому совершенству. Поэтому сформировались частные христианские нормы нравственной жизни для мирян и для монахов. О дифференции норм жизни сказано в Писании.
Христос призывал учеников к совершенству: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). При этом из Его слов следует, что бывают разные степени совершенства.
Для спасения достаточно соблюдать заповеди, а для совершенства нужно отречение от мира. Это видно из эпизода с богатым юношей.
- «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф.19:17).
- «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).
Феофан Затворник пишет об идеальной норме – норме высшей аскетической нравственности:
1) Погружение в Бога внимания ума и сердца. Сокровенная жизнь со Христом в Боге. Действие пред лицом Бога, по воле Божией, ради славы Божией, силою Божиею.
2) Отрешение от чувственного, бесстрастие.
3) Самоотвержение. Обхождение с собою с суровостью, без саможаления, как по отношению к естественным движениям сердца, ума и воли, так в отношении к страстям и требованиям плоти и мира.
4) Война с грехом.
5) Бдение и трезвение. Постоянная готовность встретить и отразить нападения врагов внутри и снаружи.
6) Самопринуждение по двум направлениям: принуждения себя на добро; принуждение на противоборство злу.
7) Много трудиться и получать награду, вкушая причастность к Святому Духу, Его правде, миру и радости.
8) Тщательно хранить огонь благочестивой ревности, не охладевать.
9) Самоуничижаться, несмотря на чувство силы от причастности к Богу.
О частных нормах христианской нравственной жизни писали многие святые отцы, как древние: преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице», авва Исайя, авва Дорофей, преп. Макарий Египетский, так и более близкий к нам свт. Игнатий Брянчанинов.