Найти тему
soullaway soullaway

«Чёрная» музыка: Часть №5 – Регги.

На протяжении четырёх постов говоря о музыке чёрных, я с удовольствием вспоминал про блюз, ностальгировал по классикам и современникам джаза, пел рулады соулу и восхищался звёздами фанка. Казалось бы, всё, что надо было выдать про эту самую «чёрную» музыку я выдал, но какое-то лёгкое чувство недосказанности осталось. Может быть, конечно, надо было упомнить про рэп и хип-хоп, но … нет – там нет никакого оригинального музыкального посыла, да и содержательно всё это только другими словами, так или иначе было в рамках блюза, джаза, соула и (тем более) фанка.

И вдруг меня как-то прям пробило. «А как же регги?» - подумал я. Ну да, конечно это уже совсем не северная Америка, да и вообще это не столько музыка, сколько культура. Причём очень локализованная карибским бассейном. Но всё же не стоит упускать и регги из внимания – это ж всё те же самые бывшие рабы и сегодняшние нищие, но от того ни разу не озлобившиеся, чёрные люди делали свою уникальную музыку. Тем более что в истоках регги очень много всего этого самого блюзового, джазового и фанки-соулового. Правда, прошло оно через уникальные прессы ямайской музыкальной системы.

Хороших исполнителей этой музыки, было, есть и будет где-то за сотню, это уж точно. Парадокс в том, что они почти все на одно музыкальное лицо. Поэтому я сразу ограничусь только теми парнями, которые на мой субъективный вкус были, и остаются самыми видными оригиналами жанра и без которых развитие и популяризация регги вряд ли состоялась бы.

Десмонд Деккер

По большому счёту Десмонд был даже ещё и не регги-исполнительно, но уже и не рокстеди и ска. То есть здесь имеет место быть то самое промежуточное состояние, которое всегда очень хорошо выглядит на фоне ортодоксальных представителей того или иного жанра. Здесь пока чёткого жанра нет, зато есть чистая и во всех отношениях приятная ямайская непосредственность, которой впоследствии так здорово и мощно пользовались практически все регги-исполнители.

Боб Марли

Ну что тут скажешь?! Роберт был, есть и будет самым популярным представителем жанра. Пусть его песни и будут куда более попсовыми, чем у всех прочих представителей стиля, ну и ладно, что он, скорее эстрадный исполнитель, чем джа-воин. Всё это, в общем-то, не так важно. Самое главное, что его музыка насыщена добротой, любовью и миром. Да и вообще, как-то он умел, как никто другой заряжать на хорошее в широком смысле этого слова. За это мы его и любим, даже если и знаем его творчество крайне поверхностно …

Питер Тош

Среди больших фанатов музыки регги бытует мнение, что Питер «взлетел» исключительно благодаря его работе с Бобом Марли. Есть и такие, которые уверены, что The Wailers очень сильно «потеряли», когда Тош ушёл в сольное плаванье. Как по мне, так это всё это домыслы, которые упускают главное – что вместе с Марли, что в отдельности Пит был талантливым музыкантом, великим аранжировщиком и знатным популяризатором растафарианской культуры. Безусловно, его творчество даже если и напоминает чем-то The Wailers, то в целом оно довольно самобытное.

Макс Ромео

Так-то, несмотря на свою не супер-мега-звездную популярность Макс Ромео оказал очень себе неслабое влияние на музыкантов разных стран и совершенно разных стилей. В частности, все те, кто был не в теме регги-движения, познал Макса через творчество группы The Prodigy – трек Out of Space обогащен элементами супершлягера товарища Ромео. Но вот далеко не многие стали углубляться в творчество этого милого дядьки, а зря – за сим прочим в его творческой копилке полно не менее знаковых и мощных песен в духе того самого коренного регги.

Джимми Клифф

Несмотря на довольно слабую известность этого дядьки даже в узких кругах отечественных меломанов, его влияние на становление и популяризацию регги-музыки и раста-культуры в мире не оспоримо. Придав коренным ритмам и рифам хорошее попсовое обрамление Клифф был одним из первых, кто способствовал выходу этого загадочного и полумистического стиля в широкие массы. Кроме всего прочего лично мне очень нравиться его мелодика, которая изобилует ходами скорее свойственными для раннего британского арт-рока, чем для регги, что и делает музыку Джимми неповторимой.

Джонни Кларк

Вот это тот самый настоящий root reggae, восхитительность которого и заключается в сыром звучании, ненапряженном исполнении и кривейшем английском. Чистейшая Ямайка, как она есть. В принципе Джонни можно было бы сравнивать с Максом Ромео, но всё же Макс (как не крути) куда более «причёсан», а здесь прям так и прёт во все стороны ямайская звуковая система. И это, скажу вам, неповторимая атмосфера и масса положительных вибраций, благодаря которым Кларк и стал тем самым столпом жанра.

Хорас Энди

Ну чем же Хорас отличается от прочих исполнителей коренного регги?! Многие могут сказать, что ничем, но я с ними категорически не соглашусь. Безусловно, ритмика, общий контекст аранжировок, вибрации и смыслы – всё те же самые, как и у прочих разных. Но мелодика и вокал – этого нет ни у кого более. В этом деле Хорас был и есть абсолютный оригинал. Мало того, что абсолютно уникальный тембр Хораса проникает прям куда-то в душу, так и ещё его фирменное подтягивание нот, ставшее фирменной фишкой рагга-мафина, очаровывает и погружает в какой-то отдельный мир добра и счастья. Ну и конечно же его работы с современными музыкантами лично меня не оставляют в покое – чего стоят его коллоборации с Massive Attack.

Ли «Скрэтч» Перри

Это поистине уникальный человек! Хотя даже и не человек это вовсе – это сгусток позитивной энергии и атмосферы добра. Начав свой творческий путь ещё в период ска и рокстеди, пройдя совместную работу с большинством ямайских корневых регги-исполнителей, создав такой стиль как даб, Ли никак не мог успокоиться, и всё время творил. Правда, вот какая штука: он куда более известен как оригинальный персонаж регги-культуры, но в его многотомной дискографии шлягеров-то практически и нет. Хотя с другой стороны нужны ли они ему? Скорее всего, нет. В любом случае именно он один из столпов всей этой культуры и именно по этой причине я поставил его фотографию заглавной.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.