Найти в Дзене
Илья Верховенский

Пространства в жизни человека

Содержательный анализ и подробный пересказ повести

«Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого

Этот анализ - не ответ на заданные автором вопросы, а лишь помощь в их осознании тем, кому не безразлично главное произведение всего творческого пути Льва Николаевича Толстого.Анализ так же включает в себя и тему пространства (к сожалению, так часто опускающейся при чтении), в которой повесть выступила гениальным для литературы того и нашего времени примером.

Повесть начинается в большом здании министерства в кабинете Ивана Егоровича Щебек.Там происходят первые в произведении диалоги, и потому это место является исходным пространством повести.Там мы и узнаем про смерть Ивана Ильича, и пространство сдвигается в дом покойного, где должна происходить панехида.Здесь существует любопытнейшая деталь: разграничение приятной и неприятной зоны.Вообще говоря, вся квартира Ивана Ильича для гостей является в этот момент зоной совсем не комфортной, и ,попадая туда, герои только и думают о том, чтобы поскорее уехать.Тем не менее, сама по себе квартира еще терпима персонажами.Везде: и на лестнице, и в гостиной обитают пришедшие и о чем-то общаются.И только в комнате с чем-то, что назвать теперь Иваном Ильичем уже никак нельзя, нет ни души.Так же и Петр Иванович, попадая в комнату с покойным,силится поскорее сделать все необходимые ритуалы над телом друга и уйти в комнату с живыми людьми.По окончании времени, требуемого приличиями, Петр Иванович уезжает в самое комфортное для себя пространство - в гости к своему полному оптимизма и вина друга.

С этого момента начинается полный рассказ жизни усопшего: сначала он учился в правоведении, а кончив курс, отправился работать в город N.Там его встретили кабаки, игорные клубы, постоянные ужины с коллегами, разъезды по небольшим и недалеким губерниям и походы к не очень правоверным девушкам.Можно с уверенностью сказать, что здесь размах пространства всего шире.Все эти пять лет герой проводит в удовольствии.

Но служебный рост не стоит на месте: Ваня получает новую должность и уезжает в более крупный город.Здесь обхваты пространства,в котором постоянно находится Иван Ильич, на первый взгляд, абсолютно неизменны.Развитие размеров тут бы и остановилось, если бы не одна разительная условность: вскоре он решает пожениться.Начиная с этого момента и вплоть до конца повести, общее пространство жизни главного героя будет неумолимо сжиматься.Жена устраивает каждодневные скандалы из-за через чур праздного времени провождения Ивана, и потому за пребывания в увеселительных клубах дома жаждут его появления побои.Увеселительное пространство еще живет, пускай и с ограничениями, но домашнее становится некомфортным, и потому тоже уменьшается.

И Ваню вновь переводят в другой город.Там жена принимает форму максимально деспотичного создания.Чтобы окончательно убежать от семейной жизни, но при этом не провоцировать лишний раз и без того слишком нервную половинку, все жизненные интересы Ивана Ильича формируются только вокруг служебной жизни.Все радости, несчастия и цели главный герой видит только в служебном пространстве; все время он проводит там.

Дальше происходят многочисленные, но, впрочем, совсем неважные для темы события.Еще совершенно здоровый Ваня с целью выхлопотать себе более прибыльное местечко путешествует по столицам и все-таки находит себе очень хорошую должность в новом городе.Там же он и покупает квартиру, которая становится его основным пространством вплоть до конца жизни.

-2

Конечно,ему было хорошо и во времена праздной молодости, и служебной зрелости, но эпизод обустройства квартиры действительно можно считать самым счастливым эпизодом за долгое время.Никогда не было в нем такого душевного подъема, как теперь.Он действительно, кажется, находит дело всей своей жизни - устраивать и отделывать дом.Наверное, если бы судьба его не была бы столь предрешена, ему бы удалось провести жизнь сообразно его естеству и, быть может, даже почти счастливо.К сожалению, даже вырвавшись из-под эгиды опекунских желаний, одолеть в себе установку «быть как все и ничем иным не казаться» тот не хотел и о возможности этой даже не думал. «Цепи в головах намного жестче цепей снаружи». Однако, как меблировка начинается со шкафчика, так и смертельная болезнь начинается с "неловскости" в правой стороне живота.

Время шло, неловкость превращалась в боль, а боль все росла с каждым часом.У врачей не существовало единого названия болезни - каждый думал свое.Собственно говоря, ему ничего и не помогало. Здесь рабочее пространство становится этакой защитной крепостью.Чтобы отвлечься от мыслей об нездоровье и возможной смерти, Иван Ильич, как и всякий, пытается себя чем-то отвлечь, ведь если не думать об проблеме, то она, видимо, и исчезнет.

Боли становятся столь неукротимы, а советы врачей столь бездарны и бессмысленны, что Ваня покидает службу и остается в том пространстве, в котором не так давно был абсолютно счастлив.Он не покидает квартиры.Как становится очевидно из крайнего предложения - все прочие виды пространства отмирают, а это, ставшее теперь основным, сжимается чуть ли ни до предела возможного.

Попытки врачей найти лекарство и обещания скорого выздоровления все больше теперь напоминают насмешку: пространство становится все более узким и более удручающим.Герой не покидает собственной, когда-то так любимой, а теперь, как и всё, изрядно проклинаемой комнаты.

Некогда атеист, а теперь рьяный верующий проводит последние недели в философско-религиозном бреду у себя на диване.Не сказать, что этим он действительно пытался докопаться до истины, но абсолютно безоговорочно, что это было еще одно пространство-крепость, пускай и только воображаемое.

-3

Здесь же мы видим и сон главного героя о детстве.В те юные года он был совершенно свободен от всего: от боли,от обязанностей и, самое главное, от смерти.Что интересно: вспоминая и анализируя собственную жизнь, Иван Ильич понимает, что если где и был счастлив - так только в детстве. Так же, герой не ассоциирует себя с тем ребенком, что видится ему в воспоминаниях (точно так же, как с Обломовым), ведь нравственно он полностью изменился.

Когда отрицать очевидную скорую смерть стало абсолютно бесполезно, Иван бросается на поиск ответа на вопрос, отчего это случилось именно с ним.Там он и находит на мысль, что всю свою жизнь он прожил зря и фактически мертво, а то, что будет после его последнего вздоха, и станет его настоящей жизнью, хоть и в совсем другом виде.

Пространство повести и главного героя кончается на недавно купленном кожаном диване, который чудом урвал Иван Ильич из магазина год тому назад.Он умирал, не переставая кричать и пребывать в абсолютном беспамятстве три дня и три, как бы это не казалось вычурно, ночи.Прием смерти в «три дня», я надеюсь, понятен моим читателям - прямая и недвусмысленная отсылка к числу Бога, который теперь, кажется, наконец овладел при жизни душой Вани.

Обратите внимание на то, что повесть показывает нам деградацию пространства на примере выбранного человека, но «кроме начала» - скажете вы.На самом деле, начальная локация ("В большом здании...") является самой свободнейшей в повести для самого Ивана Ильича, ведь, по мнению Толстого, ничего не способно быть свободнее смерти.Далее мы видим детство - подробностей мало, но ничего не мешает заключить нам, что там были его счастливейшие минуты.Кроме того, поступая на службу, Иван Ильич ограничивает себя формальностями и, самое главное, выбирает жизненное кредо - не выделяться и делать только то, что одобряется обществом.Таким образом, сам того и не зная, связанный по рукам и ногам Ваня проживает жизнь, стягивая узлы год за годом все уже, получая свободу только уже после смерти.