Найти тему
FatCat Cinema

История культовых фильмов, провалившихся в прокате (часть 1)

Оглавление

Мы знаем эти фильмы. Многие из них мы любим, а некоторые уже стали культовой классикой, возглавляющей рейтинги лучших фильмов всех времён. Но в момент выхода в прокат, судьба к этим фильмам оказалась не благосклонна. Так что сегодня предлагаю окунуться в превратности киносудьбы и вспомнить несколько фильмов, к котором признание пришло гораздо позже выхода на большие экраны.

Бегущий по лезвию (1982)

"Бегущий по лезвию" с самого начала стал достаточно проблемным фильмом. Это своего рода голливудский долгострой. Первый сценарий пробовали писать ещё в начале 70-х, но он так не понравился создателю оригинальной книги, что чуть ни дошло до мордобоя. В дальнейшем, сценарий правился и переписывался ещё несколько раз, но тут хотя бы обошлось без угроз о рукоприкладстве.

Но без них не обошлось на самих съёмках, которые тоже были чем-то вроде катастрофы. Главные актёры не ладили с режиссёром сэром Ридли Скоттом. Харрисон Форд чуть не начал с ним потасовку. Студии в какой-то момент решили отозвать финансирование и закрыть проект, и с этой проблемой пришлось разбираться в экстренном порядке. Тестовые показы оставляли желать лучшего, из-за чего фильм переделывался на ходу. А маркетинговая компания решила представить фильм не таким, каким он являлся на самом деле.

-2

В итоге, фильм выбросили в прокат, где он оказался никому не нужен. И при своём бюджете в 28 миллионов долларов, он собрал по миру 27. Критики фильм преимущественно ругали, а простые обыватели пожимали плечами, при упоминании о нём.

Изменилась отношение к фильму далеко не сразу. В течение нескольких лет фильм претерпевал различного рода модификации. Выходила "расширенная версия", "международная версия", "телевизионная версия", а затем "режиссёрская версия". Люди начали искать новые детали, а фильм стал обрастать новыми смыслами. И уже спустя 25 лет с выхода фильма, в 2007 году вышла "окончательная версия", как самая полная, личная и правильная. И именно тогда большинство критиков переобулось и увидело в фильме глубину.

Фильм глубоко проник в массовую культуру и даже получил сиквел, спустя 35 лет после первой части. Правда, сиквел оказался тоже провальным. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Побег из Шоушенка (1994)

-3

Все мы привыкли к простой мыли о том, что Стивен Кинг - это автор ужастиков. И все фильмы по его книгам - это ужастики. В целом, это верное утверждение. 99% произведений Кинга - это триллеры и ужасы. Но есть и кое-что ещё, этот самый 1%, в котором и находится "Побег из Шоушенка".

Так уж получилось, что Стивен Кинг очень плодотворный писатель. И господа киноделы любят экранизировать его работы. Особенно из-за того, что Кинг любил продавать права на свои работы за совсем символические суммы. Экранизаций "по Кингу" наберётся немерено. Многие из них благополучно затонули в прокате. Провалились и забылись, Кингу к этому не привыкать. Но вот совсем другая история произошла с "Побегом из Шоушенка".

-4

Сценаристу картины Фрэнку Дарабонту права на экранизацию "Шоушенка" достались за сущие копейки (что-то в районе 5 тыс. долларов). При этом, сам сценарий получился на столько хорош, что его хотел снять сам соучредитель студии Castle Rock Entertainment - Роб Райнер, и предлагал за такую возможность 2,5 миллиона долларов. Но Дарабонт настолько хотел видеть себя в роли режиссёра, что от этого предложения отказался. И вместо этого, Райнер стал наставником Дарабонта на съёмочной площадке.

Что же там по съёмкам? В целом, не так уж плохо. Кроме того, что из проекта разбежались все запланированные изначально актёры. Стоило им только узнать, что режиссёром выступит Дарабонт (по большей части известный сценариями к ужастикам). В итоге, актёров пришлось брать не тех, кто нравится, а тех, кто остался. И в целом, даже при таком раскладе фильм мог бы иметь кассовый успех. Но немного не срослось.

-5

Фильм вышел в прокат в не самое удачное время. Во-первых, фильмы про заключённых тогда были не в моде. Во-вторых, "Шоушенк" попал в ограниченный прокат, чтобы уже потом подняться на хороших отзывах и этот прокат расширить. Но "потом" не наступило. В-третьих, параллельно с "Шоушенком" шло огромное количество хитов, которые явно перетягивали зрителя на себя. Это и "Форрест Гамп" (хоть он и шёл уже не первый месяц), и "Криминальное чтиво", и "Звездные врата", и множество других фильмов калибра поменьше. Всё это, по итогу, привело к тому, что фильм с бюджетом в 25 миллионов, собрал в прокате всего 28. Но на сколько он провалился в год своего проката, на столько же он поднялся уже на следующий год.

в 1995 году "Шоушенк" вышел на видео, где стал лидером продаж. Точно неизвестно, сколько студия с этого заработала, но "Шоушенк" был абсолютным хитом года на видео. Совершенно внезапно он получил любовь публики. И по сей день "Побег из Шоушенка" считается отличным фильмом. А на крупнейшем международном ресурсе IMDB он даже возглавляет список лучших фильмов всех времён.

Малхолланд Драйв (2001)

-6

"Малхолланд Драйв" достаточно необычная картина с таким же необычным режиссёром у руля. Уже после фильма "Голова-ластик" было понятно, что Дэвид Линч сильно отличается от своих коллег как стилем, так и самими проектами, в которых он участвует.

После успеха нашумевшего "Твин Пикс", Линч решил вновь взяться за какой-нибудь необычный сериал с налётом триллера и сюрреализма. Так и родилась идея "Малхолланд Драйв". Изначально фильм задумывался как пилотная серия нового сериала для телекомпании ABC. Линч написал сценарий и отснял материал. Но компании материал не понравился и от сериала отказались.

-7

Но оставлять идею Линч не спешил. Немного поразмыслив и написав ещё 18 страниц сценария, он решил превратить эту серию сериала в полнометражный фильм. (Кстати, это не единственный пример такого перехода от сериала к фильму. Например, "Пункт назначения" в своё время должен был быть просто серией в "Секретных материалах"). Что ж, Линч раздобыл ещё немного денег у французской компании StudioCanal и доснял "Малхолланд Драйв".

Фильм стартовал на Каннском кинофестивале, и, на удивление, понравился как критикам, так и зрителям. Проблема была лишь в том, что небольшие независимые проекты крайне редко получали широкое распространение. И даже попав в широкий прокат, фильм получил крайне скудное количество экранов. По итогу, это привело к тому, что 15-ти миллионный "Малхолланд драйв" по миру собрал лишь 20 миллионов.

Да, это фильм, которому сложно тягаться в "культовости" с "Бегущим по лезвию" и "Побегом из Шоушенка". Но он является отличным представителем своего жанра. И кроме того, фильм заработал более 30 наград и примерно столько же номинаций на самые разные премии, включая номинацию на "Оскар".

В целом, кино - это не только искусство, это ещё и бизнес. Бизнес ошибок не прощает. Но вот искусство может показать голову из под воды, даже в самой плачевной ситуации. Примеров хороших "затонувших" фильмов очень много. И я планирую написать по этой теме ещё ни одну статью.

И потому прошу вас написать, какие коммерчески-неудачные фильмы стали вашими любимыми?

Спасибо, что читаете! Сделано с любовью к кино специально для таких милых котиков, как вы ♥ Ставьте лайк и подписывайтесь, ведь вместе веселее!