Найти в Дзене
ВТБ Страна

Практично и без излишеств: ищем конструктивизм в Москве

Оглавление

Конструктивизм родом из СССР, но отыскать его на улицах столицы сегодня не так-то просто. Выясним, где посмотреть утилитарный архитектурный стиль без излишеств и какие возводились постройки
для нового советского человека.

«Нигде кроме как в Моссельпроме!»

Здание Моссельпрома. Вид с Арбатской площади © Ирина Быстрова / Фотобанк Лори
Здание Моссельпрома. Вид с Арбатской площади © Ирина Быстрова / Фотобанк Лори

Моссельпром — организация, которая объединила крупнейшие советские предприятия, от мукомольных цехов до пивоваренных заводов. Этой огромной структуре понадобилось новое здание: тогда Моссельпрому достался недостроенный доходный дом на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков.

Строительство здания было прервано еще в 1913 году: из-за неопытности проектировщика Николая Струкова и попыток возвести постройку быстро и дешево вместе со строительными лесами обвалилась внешняя стена.
В 1920-е годы комиссия установила, что дом пригоден для достройки,
а новым архитектором стал Давид Коган.

Построенный в духе конструктивизма, дом не имел архитектурных излишеств. Но не заметить его было невозможно: «первый советский небоскреб» был украшен короннообразной башней со световой вывеской Моссельпрома и огромными часами в угловой части дома.

Цветные панно на фасаде Моссельпрома © Andrey Filippov 安德烈 from Moscow, Russia, CC BY 2.0, Wikimedia Commons
Цветные панно на фасаде Моссельпрома © Andrey Filippov 安德烈 from Moscow, Russia, CC BY 2.0, Wikimedia Commons

Облицованное простой штукатуркой, оно выделялось благодаря цветной рекламе художника Александра Родченко и его жены Варвары Степановой. На фасаде красовались конфеты «Мишка косолапый», пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор» — наружная реклама того времени. Яркие картинки дополнил бойкий слоган Владимира Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме!».

В 1930-е организацию ликвидировали, здание потеряло яркие панно
на фасаде и стало частью обычной городской застройки. Таким оно простояло до 1997 года — только тогда дому вернули изначальную цветовую гамму.

ДК ЗИЛа: «Культурный Днепрострой»

Вход в библиотеку ДК ЗИЛа © NVO, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Вход в библиотеку ДК ЗИЛа © NVO, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Дворец культуры завода имени Лихачева (ЗИЛа) построили в 1930-е
на месте уничтоженного некрополя Симонова Монастыря. В планах
было создать грандиозный пролетарский клуб со зрительным залом, спортивными площадками, парковой зоной, зимним садом и даже обсерваторией под куполом.

Авторами проекта стали основатели конструктивизма и искатели «новой социалистической архитектуры» — Леонид и Александр Веснины. Они начали масштабное строительство, которое в печати тех лет называли «культурным Днепростроем». Хотя некоторые элементы проекта так
и не реализовали, например, большой театральный корпус и парк, после шести лет стройки воздвигли целостный комплекс с грамотно организованным пространством.

Фойе ДК ЗИЛа после реставрации © Р. П. Алдонина, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Фойе ДК ЗИЛа после реставрации © Р. П. Алдонина, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Это строго конструктивистское здание было выполнено подчеркнуто герметичным, без лишнего декора. По словам братьев Весниных, они «стремились найти образ пролетарского Дворца культуры, дать простые, ясные формы, благородные соотношения масс, объемов, плоскостей, проемов в единстве деталей и целого, в единстве внутреннего пространства и внешнего оформления».

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Когда дом культуры реставрировали, конструктивистский стиль интерьеров был нарушен декоративными элементами: даже сейчас можно отыскать детали этих «украшений». В последующие годы стилистику Весниных пытались вернуть и сохранить. Но здание требовало серьезной доработки
в соответствии с запросами времени: теперь нужны были кассовые, операторские помещения и новая система кондиционирования. Постоянные ремонты позволили зданию функционировать даже сегодня, что далеко не всегда случается с яркими конструктивистскими постройками того времени.

«Психологический натиск» Бахметьевского автобусного парка

Бахметьевский автобусный гараж © Stas Lobov, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Бахметьевский автобусный гараж © Stas Lobov, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Для конструктивизма главное — полезность, поэтому одной из ярчайших московских конструктивистских построек стал Бахметьевский автобусный парк. Это комплекс с гаражом на 112 автобусов, административным корпусом и автомастерскими.

Для реализации проекта архитектор Константин Мельников запатентовал новую схему размещения автобусов. По его системе машины не разворачивались и не использовали задний ход: при размещении автобуса на строго размеченное место при выезде можно было просто проехать гараж насквозь.

Чтобы доказать превосходство этой «прямоточной схемы», Мельников даже провел эксперимент, где классическая манежная система полностью проиграла новаторской. «Моя система, — говорил он, — как психологический натиск, нарушила все существовавшие нормы, сузив отверстие расходования средств и времени на пользование автотранспортом».

Вход в Еврейский музей и центр толерантности © Jewish Museum and Tolerance Center, CC SA 1.0, Wikimedia Commons
Вход в Еврейский музей и центр толерантности © Jewish Museum and Tolerance Center, CC SA 1.0, Wikimedia Commons

До 1970-х эта система работала в Бахметьевском гараже, а теперь здесь располагается Еврейский музей и центр Толерантности.

Хлебозавод №5: цилиндр с кольцевым конвейером

Производственный комплекс хлебозавода имени Зотова © Владимир Сергеев / Фотобанк Лори
Производственный комплекс хлебозавода имени Зотова © Владимир Сергеев / Фотобанк Лори

Построенный в 1931 году хлебозавод №5 имени В.П. Зотова тоже, как того требует конструктивизм, был полностью подчинен функциональности здания. Архитектор Александр Никольский работал над проектом вместе
с инженером Георгием Марсаковым, который придумал и впервые реализовал здесь свой жесткий кольцевой конвейер. Отсюда
и цилиндрическая форма производственного корпуса, круглая в плане.

Авторская задумка Марсакова предполагала непрерывное производство хлеба по вертикали сверху вниз с мощностью 240 тонн в сутки. Мука
со склада в подвальном помещении подавалась на верхний этаж, где проходила закваска, после полученная опара спускалась вниз
в тестомесильное отделение для брожения. Дальше — в тесторазделочный отдел, а потом — в печь. Каждому этапу производства — свой этаж.

На протяжении 70 лет завод работал успешно, но в 2006 году было принято решение вывести производство хлеба на окраину города, а само здание снести. Всю землю с постройками продали в частное владение. Теперь памятник конструктивизма должны были убрать, но Мосгорнаследию удалось через суд добиться хотя бы частичного его сохранения. Сейчас пространством владеет группа ВТБ: производственный корпус реставрируется, а рядом со зданием завода построили современный жилой комплекс.

Постройки конструктивизма не сразу бросаются в глаза на улицах города: отсутствие излишеств в украшении, геометричность, монохромность. Но это направление формировало нового человека социалистического времени и поэтому часто переворачивало классическое понимание «красоты». На такую «дерзость» стоит посмотреть, тем более если она таится на улицах знакомого нам города.