Екатеринбург. Суббота. Пять утра. Солнце. Южный автовокзал и автобус до Кургана. Триста с лишним километров пути. Обрывистый утренний сон в автобусе, в перерывах между которым я замечал, как пейзаж за окном становился равниннее, а лес заменялся степью. Полтора часа в Кургане, обед.
Пересадка на поезд. Три с половиной часа в плацкарте. Пересечение первой границы.
Как ни странно, но даже на казахстанском переходе паспорта проверял чисто русский парень (в предыдущие разы были исключительно казахи), который внимательно изучал все мои штампы и визы в загране, выяснял цель визита, после чего, поставив штамп, сказал "добро пожаловать в Казахстан".
Станция Петропавловск. Одна из немногих в Казахстане с серо-красной ливреей РЖД.
Не вполне очевиден тот факт, что находясь на территории суверенного Казахстана она не включена в сеть казахстанских железных дорог, а входит в состав Южно-Уральского отделения РЖД. Кассы на местном вокзале хоть и продают билеты за тенге, но оперируются РЖД. Вокзал работает по московскому времени. Логика в этом проста: линия через Петропавловск тупиковая для Казахстана, однако для России это южный и важный ход Транссиба (как раз, исторический). По указанной причине, этот проложенный по территории Казахстана железнодорожный путь после развала СССР согласно межгосударственному соглашению отошел в ведение России. Взамен же Россия оставила казахстанским железным дорогам (Казахстан Темир Жолы – «КТЖ») проходящую по Оренбургской области линию через Соль-Илецк. При этом, станция Илецкая аналогичным образом принадлежит КТЖ.
Еще во время прошлых посещений Петропавловск мне показался даже более русским, чем некоторые российские города вроде Махачкалы или Казани. Город по атмосфере и архитектуре напоминает наш Серов (ну или любой другой город с аналогичной численностью населения). Согласно википедии, русские и до настоящего времени тут составляют подавляющее большинство.
За то время, пока я тут не появлялся, в Петропавловске отремонтировали жд вокзал и обустроили привокзальную площадь. Теперь стало красиво.
Раньше было много обменников, но теперь осталось два. Обменяв в одном из них рубли на тенге, мы отправились в столовку Компот. Девочка, отпускавшая еду, смотрела на нас как на мамонтов, которые до сих пор расплачиваются наличкой. После, в магазине, я сунул кассирше крупную купюру и она просила дать меньше. Высыпав все железные тенге вперемешку с нашими рублями я ей сказал, чтоб выбирала, ибо к местными деньгам я не привык.
- Я сама две недели назад также тупила с вашими рублями. Благо, племянница мне помогала, - заулыбалась она, после чего добавила: "Сходила у вас там за хлебушком, набрала на семь тысяч тенге нашими", тем самым дав понять, что российские цены ей показались высокими.
Пожалуй, именно магазины отличают Петропавловск от типичного российского города: тут нет привычных Пятерочек, Монеток и прочих сетевых супермаркетов с товарами из серии "плати больше - живи меньше". Да, в основном тут небольшие магазины с продавщицей в фартуке за прилавком. Я наблюдал, как в один из таких магазинов из грузовичка вроде ЗИЛа разгружали хлеб кирпичиками, аккуратно уложенный на деревянных лотках. В наших краях последний раз я видел нечто подобное в детстве, когда ходил за хлебом в магазин при хлебозаводе :). Там были точно такие же лотки, составленные на суровые металлические стеллажи на колёсиках. Хлеб тогда не заворачивали в пакеты, а в Казахстане не делают этого сих пор.
Сам город особого интереса не представляет и пути привели в него исключительно в рамках транзита.
Затарившись печеньками и водой, на следующем поезде выдвинулись в столицу. Благо, от Екб до Нур-Султана даже ближе, чем до Москвы.
Мы выбрали самый медленный поезд, который проводит в пути всю ночь и только утром прибывает в столицу: так ещё и на отеле можно сэкономить.
Как и на РЖД, посадка в местные поезда возможна по электронной регистрации.
Однако если в наших поездах проводники с планшетами сличают каждую цифру и букву, а после отправления повторно перепроверяют паспорта, то тут какой-то мужик в трениках и вытянутой футболке просто прочитал из своей бумажки наши имена и получив подтверждение кивком, что это действительно мы, пропустил в вагон. До паспортов ему дела вообще не было. Весь состав поезда 'Петропавловск - Нур-Султан' состоял из пяти вагонов под дизельным локомотивом. Наш купейный вагон оказался старым ГДРовским шоколадным Аммендорфом. В соответствии со своим почтенным возрастом выгдел он уставшим, но лично у меня вызывал восторг: это же как в моём детстве в девяностые на море ездили, да и вообще - где ещё на таком теперь поездишь?! В соответствии с классикой жанра окна в нем открывались до половины.
Ловя под стук колес потоки теплого воздуха у открытого окна и наблюдая закат в степи, я радовался началу отпуска. Момент, наполненный радостью и беззаботностью! Не омрачало его ни отсутствие розеток, ни туалет, который закрывался на станциях.
Проводник выпускал всех желающих из вагона даже на двухминутных остановках и даже несмотря на опоздание поезда, а после того, как локомотив извещал гудком об отправлении, также быстро и зачастую уже на ходу, загонял обратно. У нас подобное немыслимо, но в Казахстане все как-то проще.
Следующая остановка - город Нур-Султан.