Найти тему
ТАСС

"Я уже не мыслила свою жизнь без неба": о летчице Чечневой из отряда "ночные ведьмы"

Оглавление

Дмитрий Хазанов — о вкладе женской военной авиации в Победу в Великой Отечественной войне

Командование не часто поощряло экипажи ночных легкомоторных полков, хотя объем боевой работы они выполнили колоссальный. Во всяком случае по количеству наград им было далеко до летчиков-штурмовиков. Тем не менее за время войны звание Героев Советского Союза в 588-м (впоследствии 46-м гвардейском) женском ночном авиаполку получили 23 человека — больше, чем в любой другой авиационной части подобного назначения. Среди лучших была Марина Чечнева, которая родилась 15 августа 1922 года.

Отстоять свое участие

Появилась на свет будущая отважная советская летчица, Герой Советского Союза в селе Протасово Малоархангельского уезда Орловской губернии в семье рабочего и крестьянки. После окончания пятилетки она вместе с отцом переехала в Москву: он работал на заводе, а Марина Чечнева продолжила образование. Девушка с юных лет мечтала о полетах и обучалась в аэроклубе Ленинградского района столицы. Так, по окончании средней школы вместе с аттестатом она получила и диплом летчика-инструктора для работы в аэроклубах.

-2

Оставаясь в школе старшей пионервожатой, в соответствии с решением райкома комсомола Марина Чечнева одновременно готовилась к поступлению в авиационный институт. Все свободное время она по-прежнему проводила на аэродроме.

Известие о начале войны застало Марию Чечневу в ялтинском санатории, где она отдыхала с подругами. Далеко не сразу ей удалось выбраться в столицу — неразбериха, отсутствие билетов. В ночь на 22 июля бомба попала в их дом в Москве, вспыхнул пожар — девушки и ее отца в этот момент не было у себя, поэтому они не пострадали. Вскоре Чечнева отправилась в Сталинград, где занялась своим профессиональным делом — подготовкой боевых летчиков.

Она, как и многие ее подруги, желала попасть на фронт и вступить в борьбу с врагом. Шанс на это появился осенью 1941 года только после обращения в правительство Героя Советского Союза Марины Расковой с инициативой создать женские авиационные части и положительного решения Иосифа Сталина.

Чечнева мечтала служить в истребительном полку, однако формировавшая полки майор Марина Раскова, которая пользовалась непререкаемым авторитетом, узнав, что ее тезка хорошо освоила "кукурузник" (У-2, который после смерти конструктора Николая Поликарпова в 1944 году переименовали в По-2) и имела опыт ночных полетов в аэроклубе, определила ее в полк легкомоторной авиации. Но пока предстояло решить другие задачи — враг стремительно приближался к Москве, требовалось срочно покинуть город. Девушкам перед сменой дислокации успели выдать лишь военную форму.

-3

Работа по "сколачиванию" части проходила на Волге, в городе Энгельс Саратовской области. Основной ее объем лег на плечи Евдокии Бершанской, которая до войны работала инструктором, имела десятилетний стаж и хорошие организаторские способности. Она стала командиром 588-го ночного бомбардировочного полка, который был единственным, где служили одни только женщины. Порой 588-й иронично называли просто: "Дунькин полк".

Нельзя сказать, что в мае 1942 года на фронте с воодушевлением встретили прибытие первой женской авиачасти.

Девушкам пришлось завоевать признание мужчин, доказать, что они могут не хуже них громить врага, решать боевые задачи, переносить тяготы и потери, неизбежные на войне. Через три-четыре месяца 588-й женский полк стал лучшим в своей дивизии. Забегая вперед, уточню: его летчики до Победы выполнили около 24 тыс. боевых вылетов, весь личный состав был награжден орденами и медалями, а 23 человека, как я уже упоминал ранее, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Боевое крещение

При выполнении первого задания один из трех женских экипажей не вернулся на свой аэродром. Позже выяснилось: 17 июня 1942 года были сбиты зенитным огнем у поселка Красный Луч Луганской области лейтенант Любовь Ольховская и младший лейтенант Вера Тарасова. В следующую ночь готовились к первому вылету Марина Чечнева вместе со своим штурманом Ольгой Клюевой.

Как оказалось, на этом участке фронта враг готовил наступательную операцию и было принято решение не демаскировать себя. Но вскоре ситуация изменилась. Это был 17-й боевой вылет Марины Чечневой. С ней в машине находилась штурман эскадрильи Лариса Розанова, которая попутно контролировала других летчиц. Едва самолет прошел линию фронта по реке Миус в ночном небе около Таганрога и сбросил бомбы, как небо осветилось лучами прожекторов. Энергично маневрируя по горизонтали и вертикали, экипаж все же смог вырваться из зоны обстрела и вернуться на израненной машине на базу.

Лето и осень 1942 года женский полк, да и вся 4-я воздушная армия воевали в крайне тяжелых условиях. Враг наступал, рвался на Кавказ. Наша авиация стремилась оказать посильную помощь войскам Южного фронта. С приходом ночи маленькие, юркие У-2 с небольших высот бомбили по переднему краю неприятельской армии, его коммуникациям, эшелонам, железнодорожным станциям, скоплениям техники.

Ярким эпизодом в истории части стали бои на Кубани. За мужество, проявленное летчицами полка, 8 февраля 1943 года его преобразовали в 46-й гвардейский. Немцы же прозвали советских летуний "ночными ведьмами", устраивали специальную охоту за легкими фанерными самолетами. 9 октября того же года полку присвоили почетное наименование Таманского за отличия в боях за освобождение одноименного полуострова. Вклад Чечневой в общий успех на тот момент уже составлял 450 боевых вылетов.

С августа 1943 года ее назначают командиром 4-й эскадрильи женского гвардейского полка. Это было учебно-боевое подразделение, сочетавшее боевые действия и учебно-тренировочную работу. К этому времени Марина Чечнева накопила значительный опыт, научилась выдерживать точный курс и высоту, невзирая на обстрелы врага, отличалась исключительно точными попаданиями в цель, что особенно проявилось при поддержке с воздуха десантной операции в Эльтигене на Керченском полуострове, начавшейся 31 октября.

Вместе со всем полком Марина Чечнева завершила войну у Штеттина (ныне польский город Щецин) в составе 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. На ее счету значилось 810 боевых вылетов, общий налет составлял 2 359 часов, включая 1 045 боевых часов. Перечисляя ущерб, причиненный неприятелю в виде мощных взрывов, уничтоженных огневых точек, взорванных складов, разрушенных переправ, командование отмечало, что капитан Чечнева лично подготовила и ввела в строй 18 молодых летчиков и восемь штурманов. Вместе со своими соратницами и подругами она приняла участие в Параде Победы.

Послевоенные труды

В октябре 1945 года Марина Чечнева вышла замуж за летчика-штурмовика Героя Советского Союза Константина Давыдова. Он также в конце войны был в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте. Их обоих удостоили "Золотых Звезд": Давыдова — указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года, Чечневу — 15 мая 1946 года. Спустя два года оба же получили назначение на спортивную работу в ДОСААФ — их направили инструкторами в Центральный аэроклуб им. В.П. Чкалова в Москве. После войны Марина Чечнева освоила пилотаж самолетов Як-3, Як-9, Як-11 и Як-18.

-4

В 1949 году Константин Давыдов был назначен заместителем командира группы пилотажных самолетов, а Марина Чечнева заступила на должность командира женской пилотажной группы. Их групповой пилотаж во время воздушного парада на Як-18 в небе Тушино в июле 1949 года получил самую высокую оценку. За успешное освоение новой авиационной техники, за высокое летное и воздушно-спортивное мастерство майора Давыдова наградили орденом Красной Звезды, а капитана Чечневу — орденом "Знак Почета". В сентябре на спортивном самолете Як-18 она установила всесоюзный рекорд скорости полета по замкнутому маршруту на 500-километровом замкнутом маршруте со скоростью 244 км/ч. Это был первый послевоенный авиационный рекорд, установленный женщиной-летчицей.

Но жизнь не бывает безоблачной, а порой тучи и вовсе сгущаются. 28 октября 1949 года предстояло перегнать партию учебно-тренировочных самолетов УТ-2 из Ленинграда в Калинин. Женская пилотажная группа, которую вела капитан Марина Чечнева, благополучно достигла намеченной цели. Но на самолете майора Константина Давыдова во время полета начал барахлить мотор. Обычно летчик в таком случае может воспользоваться парашютом, но Давыдов не сделал этого, возможно, желая спасти самолет. Когда мотор отказал полностью, при попытке посадить самолет, машина немного не дотянула до поля и врезалась в железнодорожную насыпь. Константин Давыдов погиб.

Марина Чечнева тяжело переживала случившееся, но в небо подниматься не перестала. Много раз она еще возглавляла женские пятерки мастеров воздушной акробатики на парадах, получила звание заслуженного мастера спорта СССР. За участие в воздушном параде 23 августа 1953 года и блестяще выполненную летную программу ее наградили орденом Красной Звезды. Назначенная в феврале 1955 года начальником летной части 4-го Московского городского аэроклуба (впоследствии аэроклуб МАИ) Марина Чечнева учила летчиц-спортсменок не просто летать, а выполнять наисложнейшие фигуры высшего пилотажа. В конце 1956 года спортивную летную карьеру Марине Чечневой пришлось завершить по состоянию здоровья.

Еще во время обучения будущих летчиков и после этого она окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС, работала заместителем председателя Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, являлась членом президиума ЦК ДОСААФ, президиума Советского комитета ветеранов войны и Комитета советских женщин. Марина Чечнева являлась кандидатом исторических наук, автором пяти книг, в том числе автобиографической повести "Небо останется нашим", опубликованной в 1976 году.

Она скончалась 12 января 1984 года, похоронена на Кунцевском кладбище Москвы. Тогда ей был всего 61 год.